Несмотря на чрезвычайную важность ранней диагностики церебральных нарушений при ожоговой травме, из-за недостаточного знания патогенеза неврологических нарушений у ожоговых больных до сих пор не найдены определяющие их маркеры.
В настоящее время общим маркером всех дифференцированных нейронов является нейрон-специфическая енолаза, которая относится к внутриклеточным энзимам центральной нервной системы. Однако уровень этого фермента до сих пор не был изучен в различные сроки ожоговой травмы.
Проанализированы результаты обследования 40 больных (с клиникой энцефалопатии различной степени тяжести 25 человек и 15 пациентов без энцефалопатии), лечившихся в Российском ожоговом центре ННИИТО в 2006 году, среди них 37 мужчин, три женщины, в возрасте от 26 до 70 лет, с площадью ожога от 6 до 70% поверхности тела. Умерло 9 пациентов. Всего выполнено 180 анализов уровня нейрон-специфической енолазы в сыворотке крови. Больные исследуемых групп сопоставимы по полу, возрасту и тяжести ожоговой травмы. Больные с выявляемыми в ходе обследования другими неврологическими заболеваниями (острым нарушением мозгового кровообращения, паркинсонизмом, эпилепсией и др.) из данного исследования исключались.
В результате проведенного исследования выявлено, что у 18 больных (72%) с клиникой тяжелой энцефалопатии, уровень нейрон-специфической енолазы был повышен. Тогда как в группе без клиники энцефалопатии высокие цифры выявлены лишь у одного (6,7%) пациента, при нормальном уровне нейрон-специфической енолазы - менее 13 нг/мл. У пациентов с энцефалопатией уровень нейрон-специфической енолазы составил 13,7 (8,7;15,9) нг/мл в сыворотке крови, без неё - 4,7 (3,45;7,75) нг/мл (р<0,0001).
Из 25 человек с энцефалопатией - легкая степень была у 7 пациентов и тяжелая - у 18. Из 7 с легкой степенью энцефалопатии уровень нейрон- специфической енолазы был выше нормы только у двух человек, а из 18 пациентов с тяжелой энцефалопатией енолаза была высокой у 16. Таким образом, высокий уровень нейрон-специфической енолазы коррелирует с клиникой тяжелой энцефалопатии (p=0,007).
Чаще всего первое повышение уровня нейрон-специфической енолазы приходилось на 1-5 (в 57,9% случаев) и 16-18 сутки (31,6% случаев) после полученной травмы. Эти данные в целом совпадают с основными патогенетическими периодами ожоговой болезни (шока, токсемии и септикотоксемии) и свидетельствуют о том, что каждый из периодов может оказывать негативное воздействие на головной мозг.
Таким образом, выявлены корелляции уровня нейрон-специфической енолазы с возникновением тяжелой энцефалопатии у ожоговых больных, а также определены критические сроки ожоговой травмы для развития этих осложнений. Полученные результаты позволяют проводить адресную и своевременную профилактику церебральных осложнений у пострадавших от ожогов.