Развитие человеческого капитала является важным фактором построения экономики инновационного типа. Назрела необходимость в формировании нового поколения профессиональных кадров, способных обеспечить технологическое и организационное обновление экономики. В этой связи следует сделать вывод о том, что безопасность России и успех экономических преобразований будет определяться наличием качественно новой рабочей силы, а не количественными параметрами подготовки кадров. Необходимо повышение профессионального и квалификационного уровня работающих.
Сегодня уже трудно коголибо удивить утверждением, что материальные ресурсы предприятия не имеют решающего значения, а главным преимуществом компании является способность к быстрой адаптации к требованиям рынка и продвижению новых продуктов, опережая конкурентов. Такие возможности, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия, может дать система развития персонала. В настоящее время четко обозначился увеличивающийся разрыв между потребностями рынка и квалификацией кадров, который приводит к быстрому старению знаний.
Современный специалист должен быть готов быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, уметь быстро обучаться. Идея «обучения в течение всей жизни» возникла на Западе еще в конце 1970хначале 1980х гг. В среднем в западном обществе специалисту, длительное время находящемуся в одной профессиональной нише, приходится не реже, чем раз в три года обновлять свою квалификацию. До 45% населения задействовано в различных дополнительных образовательных программах.
Единица измерения устаревания знаний специалиста, принятая в США - период «полураспада» компетентности, т. е. снижения ее на 50% в результате появления новой информации, показывает, что по многим профессиям этот период наступает менее чем через 5 лет, т. е. применительно к нашей системе раньше, чем заканчивается обучение. Решение проблемы видится в переходе на пожизненное образование, где базовое образование периодически должно дополняться программами дополнительного образования, а базовое организуется не как конечное, завершенное, а лишь как основа, фундамент.
Экономическое развитие требует повышения качества подготовки специалистов. А образование имеет стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельности государства. Система образования в прямом смысле слова формирует личность, образ жизни, играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров. Экономический кризис показал низкий уровень компетенции большой части персонала российских компаний. Проблемой является не дефицит неких навыков, а общая слабость интеллектуальнопсихологической подготовки сотрудников. Достаточно долго не приветствовалась эрудиция, предпочтение отдавалось специалистам узкого профиля, не обладающим «посторонними» знаниями, не одобрялась склонность работников к расширению кругозора. А слабость и бессистемность образования персонала привели к снижению способностей менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. А снижение интеллектуального уровня работников чревато в новых хозяйственных условиях серьезными проблемами как для предприятий, так и для государства.
Необходимость интеллектуализации образования определяется следующими факторами: ролью образования в развитии российского общества; соответствием российского образования тенденциям мирового развития; новыми социальными требованиями к системе российского образования.
Первый фактор связан с необходимостью формирования нового качества экономики и общества.
Второй фактор требует преодоления отставания страны от общемировых тенденций в экономическом и общественном развитии.
В качестве третьего фактора выступает задача формирования образованных, нравственных, эрудированных, творческих, предприимчивых людей, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора/
Современная модель образования предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения. При этом делается акцент на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению.
Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров. Так из опыта американских фирм следует, что каждые 35 тыс. долларов, вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. долларов.
Конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами, способностью к культурной и деловой коммуникации, умеющей критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска, выработки у студентов креативного мышления. Так называемое learningbydoing позволяет студентам пройти стажировку в бизнессреде, а сотрудникам организации - повысить квалификацию.
Такой подход позволяет развивать творческие способности, помогает избегать простого принятия существующих знаний, способствует раскрытию потенциальных возможностей личности, помогает адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке.
Возникает необходимость разработки новой модели взаимоотношений преподавателя и студента- модели партнерства в овладевании и использовании накопленных знаний.
Для того, чтобы приучить студентов к процессу приобретения знаний в течение всей жизни (если они хотят добиться профессиональных высот), те, кто занимается подготовкой специалистов, должны задуматься о том, как сделать студентов более ответственными по отношению к собственному обучению. И при этом не нужно настаивать, чтобы студенты взяли на себя всю степень ответственности. Партнерство в обучении - скорее философская категория, чем набор специфических учебных методик. Здесь не помогут ни свод инструкции, ни руководство для преподавателя, ни рабочая тетрадь студента. Вместо этого и преподавателям, и студентам придется пересмотреть свои роли. Чтобы сделать обучение более самоориентированным, студентам следует развивать следующие умения: постановка цели, планирование, анализ, способность адекватной оценки. Кроме того, целый набор качеств необходим для того, чтобы запланированное не оказалось бесполезным для обучения, например способность к рефлексии, умение устанавливать причинноследственные связи между событиями и идеями, которые прежде казались независимыми друг от друга, несвязанными друг с другом.
Построение модели партнерства в обучении позволило сделать вывод о том, что на практике самоориентированное обучение сводится именно к партнерству в обучении. Способность учиться вместе с другими и на опыте других - путем наблюдений и приобретения опыта (то и другое может быть запланированным или нет), в рамках традиционного обучения и вне его - чрезвычайно необходимо в сегодняшнем быстро меняющемся мире.
В постоянно изменяющихся жизненных условиях никто не может знать абсолютно все, необходимо формирование обучающегося общества, которое обеспечит существование экономики «знаний». Планомерное усреднение и пренебрежение компетентностью грозит люмпенизацией, а следовательно, безответственностью, попранием национальных интересов, угрозой безопасности государства.