Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Развитие человеческого капитала явля­ется важным фактором построения экономики инновационного типа. Назрела необходимость в формировании нового поколения профессио­нальных кадров, способных обеспечить техно­логическое и организационное обновление экономики. В этой связи следует сделать вывод о том, что безопасность России и успех экономи­ческих преобразований будет определяться на­личием качественно новой рабочей силы, а не количественными параметрами подготовки ка­дров. Необходимо повышение профессионального и квалификационного уровня работаю­щих.

Сегодня уже трудно коголибо удивить утверждением, что материальные ресурсы пред­приятия не имеют решающего значения, а глав­ным преимуществом компании является способ­ность к быстрой адаптации к требованиям рын­ка и продвижению новых продуктов, опережая конкурентов. Такие возможности, обеспечиваю­щие конкурентоспособность предприятия, мо­жет дать система развития персонала. В настоящее время четко обозначился увеличивающий­ся разрыв между потребностями рынка и квали­фикацией кадров, который приводит к быстрому старению знаний.

Современный специалист должен быть готов быстро адаптироваться к новым услови­ям труда, менять технологии, уметь быстро об­учаться. Идея «обучения в течение всей жизни» возникла на Западе еще в конце 1970хначале 1980х гг. В среднем в западном обществе спе­циалисту, длительное время находящемуся в одной профессиональной нише, приходится не реже, чем раз в три года обновлять свою ква­лификацию. До 45% населения задействовано в различных дополнительных образовательных программах.

Единица измерения устаревания знаний специалиста, принятая в США - период «полу­распада» компетентности, т. е. снижения ее на 50% в результате появления новой информации, показывает, что по многим профессиям этот пе­риод наступает менее чем через 5 лет, т. е. применительно к нашей системе раньше, чем закан­чивается обучение. Решение проблемы видится в переходе на пожизненное образование, где ба­зовое образование периодически должно допол­няться программами дополнительного образо­вания, а базовое организуется не как конечное, завершенное, а лишь как основа, фундамент.

Экономическое развитие требует повы­шения качества подготовки специалистов. А образование имеет стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельно­сти государства. Система образования в прямом смысле слова формирует личность, образ жиз­ни, играет решающую роль в формировании но­вого поколения профессиональных кадров. Эко­номический кризис показал низкий уровень компетенции большой части персонала российских компаний. Проблемой является не дефицит не­ких навыков, а общая слабость интеллектуальнопсихологической подготовки сотрудников. До­статочно долго не приветствовалась эрудиция, предпочтение отдавалось специалистам узкого профиля, не обладающим «посторонними» зна­ниями, не одобрялась склонность работников к расширению кругозора. А слабость и бессистем­ность образования персонала привели к сниже­нию способностей менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. А снижение интеллектуального уровня работников чрева­то в новых хозяйственных условиях серьезны­ми проблемами как для предприятий, так и для государства.

Необходимость интеллектуализации об­разования определяется следующими фактора­ми: ролью образования в развитии российского общества; соответствием российского образова­ния тенденциям мирового развития; новыми со­циальными требованиями к системе российско­го образования.

Первый фактор связан с необходимо­стью формирования нового качества экономики и общества.

Второй фактор требует преодоления от­ставания страны от общемировых тенденций в экономическом и общественном развитии.

В качестве третьего фактора выступает задача формирования образованных, нравствен­ных, эрудированных, творческих, предприимчи­вых людей, способных принимать ответствен­ные решения в ситуации выбора/

Современная модель образования пред­полагает формирование уже в базовом образо­вании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения. При этом де­лается акцент на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению.

Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование ка­дров. Так из опыта американских фирм следу­ет, что каждые 35 тыс. долларов, вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. дол­ларов.

Конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является соз­дание условий для становления и развития лич­ности, обладающей необходимыми профессио­нальными качествами, способностью к культур­ной и деловой коммуникации, умеющей крити­чески осмысливать проблемы, принимать ре­шения из ряда альтернатив на основе творче­ского поиска, выработки у студентов креатив­ного мышления. Так называемое learningbydoing позволяет студентам пройти стажировку в бизнессреде, а сотрудникам организации - повысить квалификацию.

Такой подход позволяет развивать твор­ческие способности, помогает избегать просто­го принятия существующих знаний, способству­ет раскрытию потенциальных возможностей личности, помогает адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке.

Возникает необходимость разработки но­вой модели взаимоотношений преподавателя и студента- модели партнерства в овладевании и использовании накопленных знаний.

Для того, чтобы приучить студентов к процессу приобретения знаний в течение всей жизни (если они хотят добиться профессиональ­ных высот), те, кто занимается подготовкой спе­циалистов, должны задуматься о том, как сде­лать студентов более ответственными по отношению к собственному обучению. И при этом не нужно настаивать, чтобы студенты взяли на себя всю степень ответственности. Партнерство в обучении - скорее философская категория, чем набор специфических учебных методик. Здесь не помогут ни свод инструкции, ни руко­водство для преподавателя, ни рабочая тетрадь студента. Вместо этого и преподавателям, и сту­дентам придется пересмотреть свои роли. Что­бы сделать обучение более самоориентирован­ным, студентам следует развивать следующие умения: постановка цели, планирование, анализ, способность адекватной оценки. Кроме того, це­лый набор качеств необходим для того, чтобы запланированное не оказалось бесполезным для обучения, например способность к рефлексии, умение устанавливать причинноследственные связи между событиями и идеями, которые пре­жде казались независимыми друг от друга, не­связанными друг с другом.

Построение модели партнерства в обуче­нии позволило сделать вывод о том, что на прак­тике самоориентированное обучение сводится именно к партнерству в обучении. Способность учиться вместе с другими и на опыте других - путем наблюдений и приобретения опыта (то и другое может быть запланированным или нет), в рамках традиционного обучения и вне его - чрезвычайно необходимо в сегодняшнем бы­стро меняющемся мире.

В постоянно изменяющихся жизненных условиях никто не может знать абсолютно все, необходимо формирование обучающегося об­щества, которое обеспечит существование эко­номики «знаний». Планомерное усреднение и пренебрежение компетентностью грозит люмпенизацией, а следовательно, безответствен­ностью, попранием национальных интересов, угрозой безопасности государства.