Проблема формирования орфографического навыка еще в начальной школе является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь, чтобы писать орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии?
Это для учителя самые волнующие вопросы, если он понастоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности.
Как известно, она должна закладываться в младших классах. Но с проблемой неграмотного письма мы сталкиваемся и при работе со студентами. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от первоначального этапа, от того, насколько развита у обучающихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя (особенно начальных классов) - формировать орфографическую зоркость.
Можно выделить 6 этапов, которые должен пройти студент при решении любой орфографической задачи:
увидеть орфограмму в слове;
- определить ее вид: проверяемая или нет. Еслида, то ккакойграмматикоорфографической теме относится, вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
- определить «шаги» и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
- решить задачу, т.е. последовательно выполнить действия по алгоритму;
- написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В общем виде эти же этапы представляются так:
- постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
- решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Важны для работы над орфографической грамотностью тренировочные упражнения. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Для этого можно предложить некоторые методические приемы.
1. Еще в 1ом классе учащиеся на уроках пользуются пособием «ключ». С его помощью они показывают цифрой, сколько слогов в данном слове, сколько звуков в первом слоге, сколько во втором.
2. По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении темы «Чередование гласных в корне слова» можно дать задание найти и выписать слова на данное правило из текста художественного произведения. Или же, к примеру, при изучении со студентами темы «Правописание наречий» были проведены следующие упражнения:
а) Выборочный диктант (выписать в 2 столбика словосочетания: в 1ый столбик - наречия, во 2ой- слова, схожие с наречием, объяснить их написание);
б) задания творческого плана: подобрать синонимы, подобрать антонимы, составить словосочетания и т.д.
3. Также полезно проводить «письмо с проговариванием». На занятиях студент, работающий у доски, комментирует свою запись, чётко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма; затем объясняет орфограммы.
4. Перед диктантом, изложением, сочинением следует выписать трудные слова и включить их в работу на занятиях, Это может быть словарная и творческая работа. У студентов есть словарики трудных слов, где записываются новые слова, дается этимологическое происхождение, раскрывается лексическое значение, запоминаются орфограммы. Впоследствии на этом же занятии с ними составляются словосочетания, предложения, проводятся различные упражнения, где эти слова неоднократно обыгрываются для лучшего закрепления.
5. После проверки диктанта нужно провести работу над ошибками. Выписать те слова, в которых были допущены ошибки. Студенты сами должны объяснить орфограмму, закрепить несколькими примерами. Затем можно провести на занятии небольшой диктант, составленный из этих слов.
6. Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость: «Проверяю себя», «Зрительный диктант», «Словарноорфографический диктант», «Объяснительный диктант», (а для слабых студентов - диктант с подчеркиванием, при котором нужно постукивать по столу в тот момент, когда произносится слово с какойлибо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность студента).
7. Самую большую пользу в работе с неуспевающими студентами приносят словарные диктанты с последующим разбором слов, переписывание своего рукописного текста.
Работа над определённой орфограммой проводится 3 дня всего несколько минут.
В 1ый день пишут словарный диктант в 1520 слов, проверяют сразу же, слова объясняются. Дома студент составляет рассказ из 610 предложений с этими словами.
Во 2ой день обмениваются тетрадями (взаимопроверка), читают свои рассказы вслух.
В 3ий день. Контрольный диктант, включающий все изученные слова. Полезна работа по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.
Умение находить чужую ошибку приводит к тому, что студент учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появление.
Большой интерес у студентов вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание студентами морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с трудным написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые были получены по синтаксису, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают осознать синтаксический строй речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.
К сожалению, речевой арсенал студента недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получил в школе. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед нами стоит задача - активизировать словарь студентов.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. объясняются значения слов как прямые, так и переносные, выясняется многозначность слова, подбирают синонимы, антонимы; составляют с этими словами словосочетания и предложения.
В работе над словом, естественно, нужно приучать студентов работать не только с толковым словарем, но и орфографическим.
Очень полезно привлечение этимологического анализа слов. Знакомство с этимологией слова пробуждает интерес к рассматриваемому языковому материалу, а, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве, чтобы у студента развивался разносторонний подход к слову, к языку.