Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблема формирования орфографиче­ского навыка еще в начальной школе является одной из ведущих в курсе русского языка. Ка­кой объем знаний необходимо иметь, чтобы пи­сать орфографически грамотно? Есть ли резер­вы совершенствования орфографического навы­ка? Как обучать правописанию на основе при­менения правил? Каковы способы усвоения ор­фографии?

Это для учителя самые волнующие во­просы, если он понастоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамот­ности.

Как известно, она должна закладывать­ся в младших классах. Но с проблемой негра­мотного письма мы сталкиваемся и при работе со студентами. Лингвисты, психологи, методи­сты подчеркивают зависимость результатов об­учения орфографии от первоначального этапа, от того, насколько развита у обучающихся спо­собность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя (особенно начальных классов) - формиро­вать орфографическую зоркость.

Можно выделить 6 этапов, которые дол­жен пройти студент при решении любой орфо­графической задачи:

  увидеть орфограмму в слове;

-  определить ее вид: проверяемая или нет. Еслида, то ккакойграмматикоорфографической теме относится, вспомнить правило;

-  определить способ решения задачи в за­висимости от вида орфограммы;

-  определить «шаги» и их последователь­ность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

-  решить задачу, т.е. последовательно вы­полнить действия по алгоритму;

-  написать слово в соответствии с реше­нием задачи и осуществить самопроверку.

В общем виде эти же этапы представля­ются так:

-    постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

-    решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Важны для работы над орфографической грамотностью трениро­вочные упражнения. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются зна­ния, формируются навыки самостоятельной ра­боты, укрепляются навыки мыслительной дея­тельности. Для этого можно предложить неко­торые методические приемы.

1.  Еще в 1ом классе учащиеся на уроках пользуются пособием «ключ». С его помощью они показывают цифрой, сколько слогов в дан­ном слове, сколько звуков в первом слоге, сколь­ко во втором.

2.  По мере изучения новых тем и соот­ветственно новых правил добавляются дру­гие приемы проверки написания слов. Так, на­пример, при изучении темы «Чередование глас­ных в корне слова» можно дать задание найти и выписать слова на данное правило из текста художественного произведения. Или же, к при­меру, при изучении со студентами темы «Право­писание наречий» были проведены следующие упражнения:

а) Выборочный диктант (выписать в 2 столбика словосочетания: в 1ый столбик - наречия, во 2ой- слова, схожие с наречием, объяснить их написание);

б) задания творческого плана: подобрать синонимы, подобрать антонимы, составить словосочетания и т.д.

3.  Также полезно проводить «письмо с проговариванием». На занятиях студент, работа­ющий у доски, комментирует свою запись, чёт­ко проговаривая каждое слово, так как артикуля­ция является составной частью в процессе пись­ма; затем объясняет орфограммы.

4.  Перед диктантом, изложением, сочине­нием следует выписать трудные слова и вклю­чить их в работу на занятиях, Это может быть словарная и творческая работа. У студентов есть словарики трудных слов, где записывают­ся новые слова, дается этимологическое проис­хождение, раскрывается лексическое значение, запоминаются орфограммы. Впоследствии на этом же занятии с ними составляются словосо­четания, предложения, проводятся различные упражнения, где эти слова неоднократно обыгрываются для лучшего закрепления.

5.  После проверки диктанта нужно про­вести работу над ошибками. Выписать те слова, в которых были допущены ошибки. Студенты сами должны объяснить орфограмму, закрепить несколькими примерами. Затем можно провести на занятии небольшой диктант, составленный из этих слов.

6.  Некоторые виды диктантов позволя­ют развить орфографическую зоркость: «Прове­ряю себя», «Зрительный диктант», «Словарноорфографический диктант», «Объяснительный диктант», (а для слабых студентов - диктант с подчеркиванием, при котором нужно постуки­вать по столу в тот момент, когда произносит­ся слово с какойлибо орфограммой. Это посту­кивание активизирует мыслительную деятель­ность студента).

7. Самую большую пользу в работе с не­успевающими студентами приносят словарные диктанты с последующим разбором слов, переписывание своего рукописного текста.

Работа над определённой орфограммой проводится 3 дня всего несколько минут.

В 1ый день пишут словарный диктант в 1520 слов, проверяют сразу же, слова объ­ясняются. Дома студент составляет рассказ из 610 предложений с этими словами.

Во 2ой день обмениваются тетрадями (взаимопроверка), читают свои рассказы вслух.

В 3ий день. Контрольный диктант, вклю­чающий все изученные слова. Полезна рабо­та по редактированию материала, который со­держит грамматическую ошибку.

Умение находить чужую ошибку приво­дит к тому, что студент учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не до­пускать их появление.

Большой интерес у студентов вызыва­ет работа над составом слова. В результате по­вторения морфемного состава слова совершен­ствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление о словообразовательной роли приставок и суф­фиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употре­блять в письменной речи слова с приставками и суффиксами.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание студентами морфологи­ческого строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объ­единить отдельные слова в определенные груп­пы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с трудным написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

Синтаксические упражнения ставят пе­ред собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые были получены по синтак­сису, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобрать­ся в структуре словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и пред­ложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструиро­вании своих предложений помогают осознать синтаксический строй речи и грамотно выра­жать свои мысли в форме предложений. С син­таксическими упражнениями обычно объединя­ются и пунктуационные.

К сожалению, речевой арсенал студента недостаточен для выражения новых мыслей, по­нятий, чувств, которые он получил в школе. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед нами стоит задача - активизировать словарь сту­дентов.

В связи с изучением грамматики прово­дятся лексические упражнения, т.е. объясняют­ся значения слов как прямые, так и переносные, выясняется многозначность слова, подбирают синонимы, антонимы; составляют с этими сло­вами словосочетания и предложения.

В работе над словом, естественно, нужно приучать студентов работать не только с толко­вым словарем, но и орфографическим.

Очень полезно привлечение этимологи­ческого анализа слов. Знакомство с этимологией слова пробуждает интерес к рассматриваемому языковому материалу, а, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

В языке все стороны взаимосвязаны, по­этому и процесс обучения целесообразно орга­низовать так, чтобы в определённой взаимосвя­зи проводилась работа по фонетике, орфогра­фии, словообразованию, морфологии, лекси­ке и синтаксису, чтобы все стороны слова рас­сматривались в единстве, чтобы у студента раз­вивался разносторонний подход к слову, к языку.