Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Стратегические направления в системе об­разования требуют поиска новых организацион­ных форм, методов обучения и воспитания. В связи с этим встает необходимость подготовки буду­щих специалистов к инновационной деятельно­сти, ознакомления их с прогрессивными технологиями современного общества. Задача современ­ного образования - сформировать личность бу­дущего специалиста, готовую к успешной про­фессиональной деятельности, обновлению про­фессиональных знаний, умеющую проектиро­вать профессиональный и личностный рост.

Актуальность проблемы формирования профессиональной компетенции подтвержда­ется в «Концепции развития образования Ре­спублики Казахстан до 2015 года». «Основной целью образования становится не простая со­вокупность знаний, умений и навыков, а осно­ванная на них личная, социальная и професси­ональная компетентность - умение самостоя­тельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рациональ­но и эффективно жить и работать в быстро из­меняющимся мире». В научных исследовани­ях понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социальнопедагогические, социальнопсихологические, правовые и другие характеристики.

Динамизм развития информационного об­щества обуславливает, что профессиональная деятельность сегодняшнего молодого специали­ста предполагает необходимость непрерывного образования, готовность к постоянному повы­шению своей профессиональной компетентно­сти. В современных условиях даже в период об­учения будущего специалиста происходит смена нескольких поколений программных и аппарат­ных средств, появляются новые информацион­ные технологии, меняется и уточняется содержа­ние информатики как науки. Поэтому в процессе профессиональной подготовки студенту необхо­димо не только формировать предметные знания и умения, но и содействовать развитию тех лич­ностных качеств, которые позволили бы им в бу­дущем решать новые профессиональные задачи.

Практическая реализация компетентностного подхода выдвигает на первый план задачу разработки для каждой вузовской дисциплины методической системы, которая соответство­вала бы педагогической модели формирования профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения. Концептуальную основу этой модели образует контекстное обу­чение, сближающее учебнопознавательную и будущую профессиональную деятельность сту­дента. Связывающей же компонентой является междисциплинарная интеграция - целенаправ­ленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин.

Особое место в интегративноконтекстной модели занимает формирование предметных и междисциплинарных компетенций, чем и обусловлена ее эффективность. Однако это предпо­лагает решение ряда дидактических проблем, в том числе связанных с междисциплинарной ин­теграцией. Это связано с тем, что многие аспек­ты междисциплинарной интеграции еще не изу­чены. Роль этих связей, как известно, закрепле­на общедидактическим принципом междисци­плинарных связей в обучении, который подразу­мевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для дисциплин, а также формирование общих для них видов деятельности и систем отношений.

Преподаватель может усиливать свя­зи между дисциплинами, целенаправленно ис­пользуя, например, междисциплинарные зада­чи. Междисциплинарная интеграция, представ­ленная в таком виде, расширяет образователь­ное пространство, создает своего рода виртуальную учебную междисциплинарную лабора­торию, в которой студент, многократно приме­няя знания по каждой дисциплине в новых усло­виях, за рамками самой дисциплины, развивает умение применять знания и в профессиональ­ной деятельности. Рассмотрим ситуацию в ко­торой продемонстрируем как выпускник ВУЗа решая некоторую задачу профессиональной де­ятельности может применить знания из изучен­ных дисциплин. Этот процесс осуществляется последовательно:

  1. на первом этапе выпускник строит дис­циплинарную модель задачи, записывая усло­вие в терминах данной дисциплины. При этом он осознает связь задачи с этой дисциплиной и использует знания, связанные с ней;
  2. на втором этапе полученная модель исследуется с привлечением других знаний из этой дисциплины, в результате чего получаются новые знания, относящиеся к ней;
  3. на третьем этапе выпускник интерпрети­рует эти знания, получая в качестве решения зада­чи новые знания из профессиональной области.

Используя в учебном процессе знания из разных дисциплин, можно было бы интегриро­вать связи между ними в комплексах специаль­но разработанных учебнопознавательных меж­дисциплинарных задач, предназначенных для обучения, например: математическому анали­зу, физике, программированию на алгоритми­ческих языках, электротехнике и другим дисци­плинам. Методологической основой таких учеб­ных комплексов может стать метод компьютер­ного математического моделирования - важ­ный метод научного познания, который, пред­ставляя знания с помощью математических фор­мул, создает благоприятные условия для свобод­ного перемещения этих знаний из одной дисци­плины в другую.

Междисциплинарная интеграция, одна­ко, сталкивается с проблемой выявления и оцен­ки междисциплинарных связей между дисци­плинами. Она обусловлена тем, что содержание каждой учебной дисциплины имеет особенно­сти, зависящие от многих факторов: специфи­ки вуза, факультета, кафедры, специализации и уровня подготовки студентов и профессиональ­ных предпочтений преподавателя.

Студент ВУЗа воспринимает междис­циплинарные связи на основе личной системы эмоциональноценностных отношений к дисци­плинам. Если междисциплинарные связи пред­ставляются ему значимыми, например, с точки зрения профессионального будущего, он усво­ит и запомнит их. Если же он не видит их по­знавательной или профессиональной ценности, то и результат их усвоения, образно говоря, бу­дет скромным. Поэтому, можно говорить о субъ­ективной составляющей междисциплинарных связей, реализованных в обучении, связей «по­сле обучения», определяемых особенностями их восприятия преподавателем и студентами.

Осуществить объективную оценку уров­ня междисципларных связей, реализованных в обучении, можно по их воспроизведению в со­знании студентов в виде умений применять зна­ния. Такая оценка может быть получена по ре­зультатам решения междисциплинарных задач, о которых говорилось выше. Успешное решение таких задач указывает на приобретенный опыт междисциплинарного применения знаний, и как следствие - владение междисциплинарными связями. Оценивая результаты решения междис­циплинарных задач, преподаватель может усиливать или уменьшать связи, корректируя содер­жание и методики обучения дисциплинам.

Исходя из сказанного, можно сделать вы­вод, что междисциплинарная интеграция позво­ляет усиливать использование знаний, приобретенных при изучении учебных дисциплин. При этом студенты одновременно учатся применять полученные знания в будущей профессиональ­ной работе. Опыт применения такой методики обучения программированию студентов с ис­пользованием междисциплинарной интеграции на основе систем междисциплинарных задач, показывает, что у студентов формируется ин­формационная компетентность.