Стратегические направления в системе образования требуют поиска новых организационных форм, методов обучения и воспитания. В связи с этим встает необходимость подготовки будущих специалистов к инновационной деятельности, ознакомления их с прогрессивными технологиями современного общества. Задача современного образования - сформировать личность будущего специалиста, готовую к успешной профессиональной деятельности, обновлению профессиональных знаний, умеющую проектировать профессиональный и личностный рост.
Актуальность проблемы формирования профессиональной компетенции подтверждается в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года». «Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющимся мире». В научных исследованиях понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социальнопедагогические, социальнопсихологические, правовые и другие характеристики.
Динамизм развития информационного общества обуславливает, что профессиональная деятельность сегодняшнего молодого специалиста предполагает необходимость непрерывного образования, готовность к постоянному повышению своей профессиональной компетентности. В современных условиях даже в период обучения будущего специалиста происходит смена нескольких поколений программных и аппаратных средств, появляются новые информационные технологии, меняется и уточняется содержание информатики как науки. Поэтому в процессе профессиональной подготовки студенту необходимо не только формировать предметные знания и умения, но и содействовать развитию тех личностных качеств, которые позволили бы им в будущем решать новые профессиональные задачи.
Практическая реализация компетентностного подхода выдвигает на первый план задачу разработки для каждой вузовской дисциплины методической системы, которая соответствовала бы педагогической модели формирования профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения. Концептуальную основу этой модели образует контекстное обучение, сближающее учебнопознавательную и будущую профессиональную деятельность студента. Связывающей же компонентой является междисциплинарная интеграция - целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин.
Особое место в интегративноконтекстной модели занимает формирование предметных и междисциплинарных компетенций, чем и обусловлена ее эффективность. Однако это предполагает решение ряда дидактических проблем, в том числе связанных с междисциплинарной интеграцией. Это связано с тем, что многие аспекты междисциплинарной интеграции еще не изучены. Роль этих связей, как известно, закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей в обучении, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для дисциплин, а также формирование общих для них видов деятельности и систем отношений.
Преподаватель может усиливать связи между дисциплинами, целенаправленно используя, например, междисциплинарные задачи. Междисциплинарная интеграция, представленная в таком виде, расширяет образовательное пространство, создает своего рода виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивает умение применять знания и в профессиональной деятельности. Рассмотрим ситуацию в которой продемонстрируем как выпускник ВУЗа решая некоторую задачу профессиональной деятельности может применить знания из изученных дисциплин. Этот процесс осуществляется последовательно:
- на первом этапе выпускник строит дисциплинарную модель задачи, записывая условие в терминах данной дисциплины. При этом он осознает связь задачи с этой дисциплиной и использует знания, связанные с ней;
- на втором этапе полученная модель исследуется с привлечением других знаний из этой дисциплины, в результате чего получаются новые знания, относящиеся к ней;
- на третьем этапе выпускник интерпретирует эти знания, получая в качестве решения задачи новые знания из профессиональной области.
Используя в учебном процессе знания из разных дисциплин, можно было бы интегрировать связи между ними в комплексах специально разработанных учебнопознавательных междисциплинарных задач, предназначенных для обучения, например: математическому анализу, физике, программированию на алгоритмических языках, электротехнике и другим дисциплинам. Методологической основой таких учебных комплексов может стать метод компьютерного математического моделирования - важный метод научного познания, который, представляя знания с помощью математических формул, создает благоприятные условия для свободного перемещения этих знаний из одной дисциплины в другую.
Междисциплинарная интеграция, однако, сталкивается с проблемой выявления и оценки междисциплинарных связей между дисциплинами. Она обусловлена тем, что содержание каждой учебной дисциплины имеет особенности, зависящие от многих факторов: специфики вуза, факультета, кафедры, специализации и уровня подготовки студентов и профессиональных предпочтений преподавателя.
Студент ВУЗа воспринимает междисциплинарные связи на основе личной системы эмоциональноценностных отношений к дисциплинам. Если междисциплинарные связи представляются ему значимыми, например, с точки зрения профессионального будущего, он усвоит и запомнит их. Если же он не видит их познавательной или профессиональной ценности, то и результат их усвоения, образно говоря, будет скромным. Поэтому, можно говорить о субъективной составляющей междисциплинарных связей, реализованных в обучении, связей «после обучения», определяемых особенностями их восприятия преподавателем и студентами.
Осуществить объективную оценку уровня междисципларных связей, реализованных в обучении, можно по их воспроизведению в сознании студентов в виде умений применять знания. Такая оценка может быть получена по результатам решения междисциплинарных задач, о которых говорилось выше. Успешное решение таких задач указывает на приобретенный опыт междисциплинарного применения знаний, и как следствие - владение междисциплинарными связями. Оценивая результаты решения междисциплинарных задач, преподаватель может усиливать или уменьшать связи, корректируя содержание и методики обучения дисциплинам.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что междисциплинарная интеграция позволяет усиливать использование знаний, приобретенных при изучении учебных дисциплин. При этом студенты одновременно учатся применять полученные знания в будущей профессиональной работе. Опыт применения такой методики обучения программированию студентов с использованием междисциплинарной интеграции на основе систем междисциплинарных задач, показывает, что у студентов формируется информационная компетентность.