Любые достижения в области ИКТ влекли и влекут за собой изменения в образовательным процессе: новые возможности доступа к образовательным услугам, включающим не столько традиционные уроки коллективного обучения, сколько возможности реального удовлетворения индивидуальных запросов школьников в сфере образования. От компьютеризации школ к единой информационнообразовательной среде - таков путь 25 лет. Учет взаимосвязи между проникновением ИКТ ресурсов в школу и изменениями профессиональных качеств педагогов является главным условием эффективности использования новых информационных технологий в школе.
19851995 годы. Становление предмета «Информатика» в школе. Создание первого учебника информатики по инициативе Российской Академии наук. Создание межшкольных учебных комбинатов (МУК) с компьютерным оборудованием, специализирующихся в обучении школьников по курсу информатики. Старт олимпиады школьников по информатике в 1988 году по инициативе РАН и Минобразования России, а в 1989 году по инициативе ЮНЕСКО - старт Международной олимпиады школьников по информатике.
19952000 годы. Федеральные Программы компьютеризации школ были направлены на оснащение отдельных опорных школ классами Ямаха и малыми ЭВМ отечественного производства. Результат программы - массовое привлечение в школу учителей информатики и опытное введение в школьную программу курса информатики и в итоге определение минимума содержания курса школьной информатики для массовой школы в 199899 годах. В то же время усилилось внимание к подготовке IT кадров. Созданы 20 Центров новых информационных технологий на базе наиболее продвинутых вузов страны. Они стали узлами образовательной Интернетсети RuNet.
В 2001 году Правительством страны проведена акция поставки по 13 компьютера в 32 000 сельских школ. Однако, при этом только около 18 000 сельских учителей прошли курсы компьютерной грамоты. Результат программы - компьютер включен в зону внимания педагогов самых удаленных школ, но еще не стал частью образовательных ресурсов школы, не вошел в практику учителяпредметника на постоянной основе.
20012005 годы. Федеральная программа развития образования. Принят Государственный образовательный стандарт 2004 г. Важной особенностью стандарта является то, что во всех школьных предметах рекомендовано использование ИКТ. Обновлено содержание предмета «Информатика и ИКТ». Этот предмет введен как федеральный компонент базисного учебного плана в начальную ступень (34 классы), основную ступень обучения (89 классы), и представлен в старшей ступени (1011 классы) тремя уровнями изучения: профильный, базовый и элективный. Таким образом, школьный курс информатики стал непрерывным с учетом его включения во все ступени обучения в школе. Важно отметить, что проникновение ИКТ в контекст жизни детей и в школьное информационное образование определили ИКТ активность детей - готовность учащихся использовать ИКТ в учебной деятельности на регулярной основе.
20022005 годы. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕОИС, http://elementy.ru/Library9/Progr630.htm ) стала вехой в системной информатизации школ страны. 30 000 общеобразовательных школ и 3500 учреждений начального профессионального образования получили компьютерный мультимедийный класс по 15 компьютеров в каждом с проектором и модемом для подключения к Интернет. Разработана медиатека открытого доступа из 72 наименований по различным направлениям учебной деятельности школ и учреждений НПО. Оснащены компьютерными классами и медатеками детские дома и интернаты для детей с ограниченными возможностями. Комплект дисков учебного назначения направлен вместе с компьютерами в школьные медиатеки. Разработано 17 образовательных порталов http://window.edu.ni/window/portals по всем предметным областям, их коллекция представлена в едином окне http://window.edu.ru/ на государственном образовательном портале www.edu.ru, в том числе портал общего образованияwww.school.edu.ru. Формируется единое библиотечное пространство с электронными массивами учебной литературы, в том числе электронный каталог книгоиздания и система заказа учебной литературы в сети Интернет, интернетпредставительства ведущих издательств учебной литературы в стране. Сформировано 42 региональных центра дистанционного обучения учителей (охват - 50% субъектов РФ) с выделенным каналом Интернет. Прошло обучение 120 ООО работников образования по общей ИКТкомпетентности.
20052008 годы. В России на основе международного опыта реализован проект при поддержке Всемирного банка «Информатизация системы образования» (ИСО, http://portal.ntf.ru/ portal/page/portal/iso/about/iso2008´). Его основная цель - выявление и внедрение новых образовательных моделей обучения детей в информационной среде школы на системной основе. Важнейшим результатом проекта явилась Единая Интернетколлекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.schoolcollection. edu.ru в свободном доступе для всех школ страны. Главный результат проекта ИСО - создание в 7 регионах страны общих моделей межшкольной информационной среды как целостной инфраструктуры, охватывающей собой всех педагогов и все школы региона с выделенным координирующим ядром этой информационной среды - региональным координационным центром (РКЦ). Можно говорить о сформированной готовности в этих территориях к реальной системной интеграции школьного образования в единую межшкольную информационнообразовательную среду страны.
20062008 и 20092010 годы охватывают два этапа Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru/). Дооснащение новыми компьютерными классами сельских школ, дооснащение школ компьютерными рабочими местами для администраторов и учителей, наполнение Интернетколлекции http:Hicior.edu.ru/ по всем предметам государственного образовательного стандарта, развитие информационных систем управления школой, документооборота, информационной поддержки школ (сеть региональных образовательных порталов), новые механизмы экономического развития школьного дела, усиление социальной роли профессии учителя - таковы ведущие направления развития школьного дела в России в этой программе. Модернизация профессионального образования страны в свою очередь повлекла унификацию требований к выпускнику школы с одной стороны и предоставление одинаковых возможностей для выбора профессиональной образования для них на основе механизмов единого государственного экзамена. Развитие инфраструктуры управления школами на основе ИКТ повлекло внесение в 2009 г. общих для все учителей ИКТ требований в единые квалификационные требования (ЕКТ). Обновлен государственный стандарт общего образования, в канву которого включена неотъемлемой частью информационнообразовательная среда школы.
В эти же годы стартовал Приоритетный национальный проект «Образование» правительства Российской Федерации (ПНПО), обеспечивший подключение к Интернет (http://mon.gov.ru/pro/pnpo/int/´) 54 000 школ страны, формирование педагогического сообщества творческих педагогов - победителей конкурса ПНПО, поддержку способной и талантливой молодежи, значительное расширивший систему конкурсов и олимпиад для школьников, в том числе Интернетолимпиад. Были сформированы ряд сетевых сервисов, позволяющих школам, учителям и талантливой молодежи предъявить обществу свое портфолио на сайтах, обсудить вопросы на форумах, представить опыт в методических коллекциях открытого доступа для всех учителей и школьников страны. Массовое распространение получило развитие школьных сайтов, школьных Интернетгазет, социальных сетей для родителей и детей, Интернетпредставительств методических региональных служб, полноценных дистанционных курсов профильного назначения, Интернетбиблиотек, сайтов большинства музеев страны.
Все эти проекты за 25 лет информатизации образования в России позволили сформировать единое информационное образовательное пространство, которое стремительно развивается и требует неустанного педагогического сопровождения.
Список литературы
1. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов (Серия: «Информатизация образования»): Методическое пособие. - М.: Издво БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.