Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Любые достижения в области ИКТ влек­ли и влекут за собой изменения в образователь­ным процессе: новые возможности доступа к образовательным услугам, включающим не столь­ко традиционные уроки коллективного обуче­ния, сколько возможности реального удовлетворения индивидуальных запросов школьников в сфере образования. От компьютеризации школ к единой информационнообразовательной сре­де - таков путь 25 лет. Учет взаимосвязи меж­ду проникновением ИКТ ресурсов в школу и из­менениями профессиональных качеств педаго­гов является главным условием эффективности использования новых информационных техно­логий в школе.

19851995 годы. Становление предме­та «Информатика» в школе. Создание перво­го учебника информатики по инициативе Рос­сийской Академии наук. Создание межшколь­ных учебных комбинатов (МУК) с компьютер­ным оборудованием, специализирующихся в обучении школьников по курсу информатики. Старт олимпиады школьников по информати­ке в 1988 году по инициативе РАН и Минобра­зования России, а в 1989 году по инициативе ЮНЕСКО - старт Международной олимпиады школьников по информатике.

19952000 годы. Федеральные Програм­мы компьютеризации школ были направлены на оснащение отдельных опорных школ класса­ми Ямаха и малыми ЭВМ отечественного про­изводства. Результат программы - массовое привлечение в школу учителей информатики и опытное введение в школьную программу курса информатики и в итоге определение минимума содержания курса школьной информатики для массовой школы в 199899 годах. В то же вре­мя усилилось внимание к подготовке IT кадров. Созданы 20 Центров новых информационных технологий на базе наиболее продвинутых ву­зов страны. Они стали узлами образовательной Интернетсети RuNet.

В 2001 году Правительством страны про­ведена акция поставки по 13 компьютера в 32 000 сельских школ. Однако, при этом только около 18 000 сельских учителей прошли курсы компьютерной грамоты. Результат программы - компьютер включен в зону внимания педагогов самых удаленных школ, но еще не стал частью об­разовательных ресурсов школы, не вошел в прак­тику учителяпредметника на постоянной основе.

20012005 годы. Федеральная програм­ма развития образования. Принят Государствен­ный образовательный стандарт 2004 г. Важной особенностью стандарта является то, что во всех школьных предметах рекомендовано использова­ние ИКТ. Обновлено содержание предмета «Ин­форматика и ИКТ». Этот предмет введен как фе­деральный компонент базисного учебного пла­на в начальную ступень (34 классы), основную ступень обучения (89 классы), и представлен в старшей ступени (1011 классы) тремя уровня­ми изучения: профильный, базовый и электив­ный. Таким образом, школьный курс информа­тики стал непрерывным с учетом его включения во все ступени обучения в школе. Важно отме­тить, что проникновение ИКТ в контекст жизни детей и в школьное информационное образова­ние определили ИКТ активность детей - готов­ность учащихся использовать ИКТ в учебной де­ятельности на регулярной основе.

20022005 годы. Федеральная целе­вая программа «Развитие единой образова­тельной информационной среды» (РЕОИС, http://elementy.ru/Library9/Progr630.htm ) ста­ла вехой в системной информатизации школ страны. 30 000 общеобразовательных школ и 3500 учреждений начального профессиональ­ного образования получили компьютерный мультимедийный класс по 15 компьютеров в каждом с проектором и модемом для подключе­ния к Интернет. Разработана медиатека откры­того доступа из 72 наименований по различ­ным направлениям учебной деятельности школ и учреждений НПО. Оснащены компьютерны­ми классами и медатеками детские дома и ин­тернаты для детей с ограниченными возможно­стями. Комплект дисков учебного назначения направлен вместе с компьютерами в школьные медиатеки. Разработано 17 образовательных порталов http://window.edu.ni/window/portals по всем предметным областям, их коллекция пред­ставлена в едином окне http://window.edu.ru/ на государственном образовательном портале www.edu.ru, в том числе портал общего образованияwww.school.edu.ru. Формируется еди­ное библиотечное пространство с электронны­ми массивами учебной литературы, в том числе электронный каталог книгоиздания и систе­ма заказа учебной литературы в сети Интер­нет, интернетпредставительства ведущих издательств учебной литературы в стране. Сформи­ровано 42 региональных центра дистанционно­го обучения учителей (охват - 50% субъектов РФ) с выделенным каналом Интернет. Прошло обучение 120 ООО работников образования по общей ИКТкомпетентности.

20052008 годы. В России на основе международного опыта реализован проект при поддержке Всемирного банка «Информатизация системы образования» (ИСО, http://portal.ntf.ru/ portal/page/portal/iso/about/iso2008´). Его основ­ная цель - выявление и внедрение новых образовательных моделей обучения детей в инфор­мационной среде школы на системной основе. Важнейшим результатом проекта явилась Еди­ная Интернетколлекция цифровых образова­тельных ресурсов (ЦОР) www.schoolcollection. edu.ru в свободном доступе для всех школ страны. Главный результат проекта ИСО - созда­ние в 7 регионах страны общих моделей межш­кольной информационной среды как целостной инфраструктуры, охватывающей собой всех пе­дагогов и все школы региона с выделенным ко­ординирующим ядром этой информационной среды - региональным координационным цен­тром (РКЦ). Можно говорить о сформирован­ной готовности в этих территориях к реальной системной интеграции школьного образова­ния в единую межшкольную информационнообразовательную среду страны.

20062008 и 20092010 годы охваты­вают два этапа Федеральной целевой про­граммы развития образования (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru/). Дооснащение новыми ком­пьютерными классами сельских школ, доосна­щение школ компьютерными рабочими места­ми для администраторов и учителей, наполнение Интернетколлекции http:Hicior.edu.ru/ по всем предметам государственного образовательно­го стандарта, развитие информационных систем управления школой, документооборота, инфор­мационной поддержки школ (сеть региональных образовательных порталов), новые механизмы экономического развития школьного дела, усиле­ние социальной роли профессии учителя - та­ковы ведущие направления развития школьного дела в России в этой программе. Модернизация профессионального образования страны в свою очередь повлекла унификацию требований к вы­пускнику школы с одной стороны и предоставле­ние одинаковых возможностей для выбора про­фессиональной образования для них на основе механизмов единого государственного экзамена. Развитие инфраструктуры управления школами на основе ИКТ повлекло внесение в 2009 г. об­щих для все учителей ИКТ требований в единые квалификационные требования (ЕКТ). Обновлен государственный стандарт общего образования, в канву которого включена неотъемлемой частью информационнообразовательная среда школы.

В эти же годы стартовал Приоритет­ный национальный проект «Образование» пра­вительства Российской Федерации (ПНПО), обеспечивший подключение к Интернет (http://mon.gov.ru/pro/pnpo/int/´) 54 000 школ страны, формирование педагогического сообще­ства творческих педагогов - победителей кон­курса ПНПО, поддержку способной и талантли­вой молодежи, значительное расширивший си­стему конкурсов и олимпиад для школьников, в том числе Интернетолимпиад. Были сформиро­ваны ряд сетевых сервисов, позволяющих шко­лам, учителям и талантливой молодежи предъ­явить обществу свое портфолио на сайтах, об­судить вопросы на форумах, представить опыт в методических коллекциях открытого доступа для всех учителей и школьников страны. Массо­вое распространение получило развитие школь­ных сайтов, школьных Интернетгазет, соци­альных сетей для родителей и детей, Интернетпредставительств методических региональных служб, полноценных дистанционных курсов профильного назначения, Интернетбиблиотек, сайтов большинства музеев страны.

Все эти проекты за 25 лет информатиза­ции образования в России позволили сформиро­вать единое информационное образовательное пространство, которое стремительно развива­ется и требует неустанного педагогического со­провождения.

Список литературы

1. Цветкова М.С. Информационная ак­тивность педагогов (Серия: «Информатизация образования»): Методическое пособие. - М.: Издво БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.