Процессы создания и защиты ИС складываются из двух основных составляющих. Первая из них может быть названа формальнонормативной. В этом отношении создан новый закон о Патентном праве, сформирован институт патентных поверенных и патентоведов, изменен, в сторону улучшения, порядок поощрения изобретателей и т.д. Вторая составляющая относится к вопросам создания ИС, которая не может быть нормирована какимилибо документами. Практически это выражается креативностью личности создателя новых технических решений, его способностью к творчеству.
В настоящее время проблема реализации или самореализации изобретателя в производственной или научной деятельности во многих случаях считается сугубо интимным вопросом, определяющим изобретателя как неповторимую личность. Наравне с этим существуют формальные методики создания изобретений. В этом отношении несомненная заслуга принадлежит советскому ученому и инженеру Альтшуллеру ГС, работы которого признаны отечественной и мировой научнотехнической общественностью. Применение ТРИЗ рационально для сложившихся изобретателей и профессионалов и позволяет существенно повысить эффективность их работы по созданию новых технических решений. Поэтому задача увеличения количества изобретателей в стране остается нерешенной. В настоящее время количество изобретателей в стране существенно уменьшилось, что связано с развалом предприятий военнопромышленного комплекса, интеллектуальный потенциал которых был достаточно высок. При этом престиж инженера или научного работника различных предприятий и институтов значительно снизился. Эти издержки переходного периода экономики и социального переустройства государства известны и привели к значительному снижению количества технических решений, защищенных патентами РФ. Определенную роль в этом сыграло также введение патентных пошлин.
Известно, что процесс «выращивания» новых изобретателей является длительным. Нельзя сказать, что в этом направлении не предпринимается никаких действий. В некоторых вузах вводится курс по нормативным основам патентного законодательства. Организуется платные курсы, включающие в себя также изучение основ ТРИЗ. Однако имеющиеся действия и мероприятия носят разовый характер и, что наиболее важно, не способствуют развитию творческих способностей личности.
В стране, кроме сложившихся, существует большое количество потенциальных изобретателей. К ним относятся студенты вузов и техникумов, которые определяют будущий научнотехнический прогресс в государстве. Одной из важных функций выпускников является распространение полученных знаний на коллег и подчиненных в будущей профессиональной деятельности. Существующие выпускники обладают практически нулевым уровнем грамотности в области создания изобретений. Очевидно, что вовлечение этого большого круга личностей в область творчества позволит активизировать процесс создания интеллектуальной собственности. Для этого необходима разработка учебного курса, включающего в себя не только изучение нормативных актов патентного права, но и, что более важно, рассмотрение вопросов методики создания изобретений, развития креативности личности изобретателя и его жизненной позиции. Введение такого учебного курса позволит не только увеличить количество изобретателей страны, но и через выпускников распространить полученные ими знания на существенно больший круг специалистов.
В Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) разработана и введена в учебный процесс дисциплина «Практические основы создания изобретений» [1]. Обучение ведется на протяжении второго семестра для студентов 4 курса, то есть после получения ими достаточного объема профессиональных знаний. Занятия состоят из лекций и практических работ: одна неделя - лекции для курса, состоящего из 35 групп, другая- практические занятия в каждой из групп. Не рассматривая подробно методику изучения курса, которая описана в [2], можно отметить следующие основные положения и достигаемые при этом результаты.
1. Лекции слушались всеми студентами с большим вниманием и заинтересованностью, в отличие от стандартных дисциплин вуза.
2. При выполнении курсовой работы студенты предлагали оригинальные технические решения, которые далее обсуждались на практических занятиях с большой интересом. Правда, большая часть предложений являющихся «квазиизобретением» относилась к области бытовой техники, электротехники и электроники.
3. После окончания курса некоторые студенты пожелали продолжить творческую работу и обратились за помощью к преподавателю. Несколько студентов оформили заявки на предполагаемые изобретения и полезные модели.
4. Для более углубленного изучения курса желающим студентам предлагался дополнительный список литературы [35].
Таким образом, введение данного курса обучения позволяет повысить креативность студентов, увеличить количество потенциальных изобретателей и позволяет распространить полученные знания в области изобретательства на широкий круг специалистов народного хозяйства.
Изложенные результаты относятся не только к области инженерной деятельности. Они могут быть распространены и на медицину (известны врачи, создающие новые методы выполнения операций, лечения и др.), сельского хозяйства (селекционные достижения и др.). Поэтому методика изучения курса, включая учебное пособие, должна разрабатываться преподавателями соответствующих специальностей. Пособие [1] относится к области электротехники, электроники и автоматики.
Список литературы
1. Сергеев Б.С. Практические основы создания изобретений. - Екатеринбург: УрГУПС, 2008. - 80 с.
2. Малыгин Е.А., Сергеев Б.С. Интеллектуальная собственность: Опыт преподавания в вузе // Мир транспорта. - 2010, № 2. - С. 170174.
3. Сергеев Б.С, Наговицын B.C. Об оценке интеллектуальной собственности // Транспорт. Наука, техника, управление / Сб. ВИНИТИ РАН - 2004, № 12. - С. 2426.
4. Сергеев Б.С. Особенности современного отечественного патентования: Взгляд разработчика // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2008, № 6. - С. 1622.
5. Сергеев Б.С. Инженер: Это звучит гордо? // Инженер. - 2008. - № 12. - С. 24.