Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

В настоящее время во всех регионах России в той или иной форме организовано коррекционноразвивающее обучение (в дальней­шем КРО). К сожалению, с каждым годом число учащихся, нуждающихся в специальных услови­ях обучения и воспитания, только увеличивается.

Проведенное нами анкетирование уча­щихся КРО в основной школе [1, с. 2530] по­зволило выявить следующие их личностные особенности: 1) больше половины опрошенных учащихся КРО (65%) не испытывают интереса к учению, учебная и познавательная мотивация у них отсутствует; 2) неустойчивая самооценка характерна для 61,2% учащихся КРО: причем 38,7%> имеют заниженную самооценку и толь­ко 22,5%о учащихся - завышенную; 3) для по­давляющего большинства учащихся КРО (85%) характерно наличие низкого уровня тревожно­сти на уроках, что объясняется равнодушием и отсутствием интереса к процессу обучения; 4) умения самоорганизации в учебной работе (под которыми мы понимаем способность сосре­доточиться на учебной работе, самостоятельно подготовиться к выполнению проверочных ра­бот и т.п.) сформированы только у трети (31%) учащихся КРО; 5) до 62%о учащихся КРО испы­тывают трудности в усвоении нового материала.

Учитывая перечисленные выше особен­ности учащихся КРО, возникает необходимость создания специальных предметных методик об­учения указанной категории школьников. По­скольку рамки настоящей статьи ограничены, остановимся лишь на одном аспекте совершен­ствования предметного обучения в КРО, а имен­но на использовании метода беседы как одного из ведущих методов преподавания в КРО.

Коррекционная направленность обучения требует активного использования в КРО не только репродуктивных, но и продуктивных методов, спо­собствующих развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, переходу их от нагляднопрактических к нагляднообразным и словеснологическим формам мышления.

В процессе обучения в КРО необходимо широко использовать наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной дея­тельности учащихся КРО. Учебный материал, со­общаемый только в словесной форме, не подкре­пленный наглядностью или практическими дей­ствиями, плохо понимается учащимися, не запо­минается. Также изза недостатков развития по­знавательной деятельности учащихся не следует использовать на уроках в КРО такие методы, как школьная лекция, учебные дискуссии, диспуты.

Особый акцент на уроках в КРО должен быть сделан на методах, вызывающих интерес учащихся к учению. К таким методам мы отно­сим: познавательные дидактические игры, ми­нуты эмоциональной разгрузки на уроке, созда­ние ситуаций успеха и т. д.

Большое значение для активизации по­знавательной деятельности учащихся в КРО имеет сочетание различных методов.

К числу ведущих методов преподавания в КРО мы относим беседу.

Умение постоянно вовлекать учащихся на уроках в беседу относится к числу важнейших умений, которыми необходимо владеть каждому учителю, работающему в КРО, так как в процес­се беседы значительно снимается уровень тре­вожности у учащихся, что позволяет им активно включаться в учебный процесс, проявлять опре­деленную долю самостоятельности в приобре­тении знаний путем умозаключений и подведения итогов на основе известных фактов, законов и теоретических положений. Для учителя бесе­да является средством установления оператив­ной обратной связи, источником получения све­дений о реальном уровне усвоения учащимися учебного материала. Это дает возможность кор­ректировать процесс усвоения учащимися но­вой информации по ходу урока (что не всегда является возможным при монологическом объ­яснении нового материала).

Выделим ряд особенностей использова­ния метода «беседа» при организации учебновоспитательного процесса в КРО:

1.  Каждая беседа должна представлять собой систему взаимосвязанных последователь­но выстроенных вопросов, направленных не ре­шение конкретной цели урока.

2.  Беседы не должны быть излишне про­должительными, поскольку каждая из них на­правлена на решение одной конкретной цели. (Чем длиннее беседа тем больше вероятность того, что учащиеся, отвечая на мелкие вопросы, не увидят ее основной цели и результата).

3.  Проведение беседы завершается за­ключительным словом учителя (вывод, который в идеале формулируют учащиеся вместе с учи­телем), подытоживающим результаты учебной работы по данному вопросу.

4.  В беседу должно быть вовлечено как можно больше учащихся.

Большинство учащихся КРО не умеют вступать в диалог с учителем, поэтому система­тическое проведение бесед должно иметь под­задачей формирование у учащихся умения всту­пать в общий диалог.

5. Проведение беседы, организуемой на уроке должно дополняться различными видами наглядности.

В зависимости от целей урока, бесе­ды могут включать в себя вопросы как репро­дуктивного, так и продуктивного уровня. При подготовке вопросов беседы важен учет ре­ального уровня знаний, которым владеют уча­щиеся. Так, если учащиеся в процессе бесе­ды затрудняются с ответом на вопрос учителя, то следует сформулировать несколько наводя­щих вопросов.

Приведем пример использования метода беседы на уроке по химии.

Пример использования метода беседы на этапе закрепления знаний на уроке «Гало­гены - простые вещества» (8 класс)

Цель беседы: систематизировать знания учащихся о физиологическом действие на орга­низм галогенов, закрепить умение отличать по­нятия «простое вещество» и «химический эле­мент».

Примерные вопросы беседы:

-  Где в организме человека может содер­жаться фтор, хлор, бром и иод?

-  Известно, что в СанктПетербурге мно­гие люди страдают от кариеса. Какие меры про­филактики кариеса вы можете предложить?

-  Для чего врачи прописывают лекарство «бром»?

-  Часто в магазинах можно встретить са­лат из морской капусты. Для чего он нужен?

-  Домашним хозяйкам очень нравятся ско­вородки с тефлоновым покрытием, которое пре­пятствует пригоранию пищи, но в состав тефло­на входят атомы фтора. А фтор, как вам уже из­вестно, очень токсичен. Можно ли получить от­равление фтором, приготавливая еду в тефлоновых сковородках?

Поведем некоторые итоги: Системати­ческое использование на уроках в КРО метода беседа позволяет учителям, работающим в КРО создать такую воспитывающую и развивающую среду, в которой каждый учащийся КРО смо­жет легче адаптироваться, активно участвовать в учебной деятельности и видеть перспективу собственного продвижения в познании.

Список литературы

1. Леонтьева О.В. Особенности учебновоспитательного процесса на уроках химии в классах компенсирующего обучения дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. - СПб., 2006. - С. 2630.