В настоящее время во всех регионах России в той или иной форме организовано коррекционноразвивающее обучение (в дальнейшем КРО). К сожалению, с каждым годом число учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания, только увеличивается.
Проведенное нами анкетирование учащихся КРО в основной школе [1, с. 2530] позволило выявить следующие их личностные особенности: 1) больше половины опрошенных учащихся КРО (65%) не испытывают интереса к учению, учебная и познавательная мотивация у них отсутствует; 2) неустойчивая самооценка характерна для 61,2% учащихся КРО: причем 38,7%> имеют заниженную самооценку и только 22,5%о учащихся - завышенную; 3) для подавляющего большинства учащихся КРО (85%) характерно наличие низкого уровня тревожности на уроках, что объясняется равнодушием и отсутствием интереса к процессу обучения; 4) умения самоорганизации в учебной работе (под которыми мы понимаем способность сосредоточиться на учебной работе, самостоятельно подготовиться к выполнению проверочных работ и т.п.) сформированы только у трети (31%) учащихся КРО; 5) до 62%о учащихся КРО испытывают трудности в усвоении нового материала.
Учитывая перечисленные выше особенности учащихся КРО, возникает необходимость создания специальных предметных методик обучения указанной категории школьников. Поскольку рамки настоящей статьи ограничены, остановимся лишь на одном аспекте совершенствования предметного обучения в КРО, а именно на использовании метода беседы как одного из ведущих методов преподавания в КРО.
Коррекционная направленность обучения требует активного использования в КРО не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, переходу их от нагляднопрактических к нагляднообразным и словеснологическим формам мышления.
В процессе обучения в КРО необходимо широко использовать наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности учащихся КРО. Учебный материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учащимися, не запоминается. Также изза недостатков развития познавательной деятельности учащихся не следует использовать на уроках в КРО такие методы, как школьная лекция, учебные дискуссии, диспуты.
Особый акцент на уроках в КРО должен быть сделан на методах, вызывающих интерес учащихся к учению. К таким методам мы относим: познавательные дидактические игры, минуты эмоциональной разгрузки на уроке, создание ситуаций успеха и т. д.
Большое значение для активизации познавательной деятельности учащихся в КРО имеет сочетание различных методов.
К числу ведущих методов преподавания в КРО мы относим беседу.
Умение постоянно вовлекать учащихся на уроках в беседу относится к числу важнейших умений, которыми необходимо владеть каждому учителю, работающему в КРО, так как в процессе беседы значительно снимается уровень тревожности у учащихся, что позволяет им активно включаться в учебный процесс, проявлять определенную долю самостоятельности в приобретении знаний путем умозаключений и подведения итогов на основе известных фактов, законов и теоретических положений. Для учителя беседа является средством установления оперативной обратной связи, источником получения сведений о реальном уровне усвоения учащимися учебного материала. Это дает возможность корректировать процесс усвоения учащимися новой информации по ходу урока (что не всегда является возможным при монологическом объяснении нового материала).
Выделим ряд особенностей использования метода «беседа» при организации учебновоспитательного процесса в КРО:
1. Каждая беседа должна представлять собой систему взаимосвязанных последовательно выстроенных вопросов, направленных не решение конкретной цели урока.
2. Беседы не должны быть излишне продолжительными, поскольку каждая из них направлена на решение одной конкретной цели. (Чем длиннее беседа тем больше вероятность того, что учащиеся, отвечая на мелкие вопросы, не увидят ее основной цели и результата).
3. Проведение беседы завершается заключительным словом учителя (вывод, который в идеале формулируют учащиеся вместе с учителем), подытоживающим результаты учебной работы по данному вопросу.
4. В беседу должно быть вовлечено как можно больше учащихся.
Большинство учащихся КРО не умеют вступать в диалог с учителем, поэтому систематическое проведение бесед должно иметь подзадачей формирование у учащихся умения вступать в общий диалог.
5. Проведение беседы, организуемой на уроке должно дополняться различными видами наглядности.
В зависимости от целей урока, беседы могут включать в себя вопросы как репродуктивного, так и продуктивного уровня. При подготовке вопросов беседы важен учет реального уровня знаний, которым владеют учащиеся. Так, если учащиеся в процессе беседы затрудняются с ответом на вопрос учителя, то следует сформулировать несколько наводящих вопросов.
Приведем пример использования метода беседы на уроке по химии.
Пример использования метода беседы на этапе закрепления знаний на уроке «Галогены - простые вещества» (8 класс)
Цель беседы: систематизировать знания учащихся о физиологическом действие на организм галогенов, закрепить умение отличать понятия «простое вещество» и «химический элемент».
Примерные вопросы беседы:
- Где в организме человека может содержаться фтор, хлор, бром и иод?
- Известно, что в СанктПетербурге многие люди страдают от кариеса. Какие меры профилактики кариеса вы можете предложить?
- Для чего врачи прописывают лекарство «бром»?
- Часто в магазинах можно встретить салат из морской капусты. Для чего он нужен?
- Домашним хозяйкам очень нравятся сковородки с тефлоновым покрытием, которое препятствует пригоранию пищи, но в состав тефлона входят атомы фтора. А фтор, как вам уже известно, очень токсичен. Можно ли получить отравление фтором, приготавливая еду в тефлоновых сковородках?
Поведем некоторые итоги: Систематическое использование на уроках в КРО метода беседа позволяет учителям, работающим в КРО создать такую воспитывающую и развивающую среду, в которой каждый учащийся КРО сможет легче адаптироваться, активно участвовать в учебной деятельности и видеть перспективу собственного продвижения в познании.
Список литературы
1. Леонтьева О.В. Особенности учебновоспитательного процесса на уроках химии в классах компенсирующего обучения дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. - СПб., 2006. - С. 2630.