Проблема качества профессионаловспециалистов с высшим образованием, способных решать самые сложные задачи прогресса во всех сферах жизни. В этой связи образующим фактором качества подготовки будущих специалистов является реализация принципа гуманизация, который должен стать ведущим принципом современного образования.
Быстро меняющийся современный мир требует от человека непрерывной адаптации к изменяющимся нуждам и запросам общества, требует мобильности специалиста, но не только пространственной, но и профессиональной. Поэтому существует объективная необходимость формирования творческих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы.
Проведенное нами исследование показало, что жизненные ориентации студенческой молодежи центрированы на себе и своих отношениях с другими, более всего отвечают задачам поддержания собственной идентичности вхождения в социум. Второй ценностный фактор обнаруживает стремление быть свободным, выражает отношение к жизни в целом и требование честности с самим с собой; желание уважать их независимо от достижений. Третий ценностный фактор - справедливости, долга, потребность в саморазвитии, комфорте и духовной свободе, потребность реализовать себя; четвертый ценностный фактор - поиск смысла жизни и стремление к новизне. Ценностномотивационные ориентации данных факторов в совокупности отражают духовнонравственные искания современного студента, основу которой составляет такое важнейшее качество как достоинство, которое формируется «у человека в результате того, как его оценивают другие» (А.Г. Асмолов).
Основываясь на гуманистической психологии К. Роджерса, в сочетании с отечественными разработками и в общем контексте отечественных теорий и подходов к обучению и опыта их реализации в современном образовании, мы считаем, что в основу формирования собственного достоинства человека необходимо включить: воспитание чувства безопасности, то есть физической, психологической информационной защиты защищенности человека; отсутствие у него страха перед препятствиями, умение защищать свою позицию; чувство принадлежности к своей семье, друзьям, коллективу единомышленников, малой Родине, России, родовым корням; чувство индивидуальности (самости), т. е. чувство знания самого себя, своей ценности, это ответ на вопрос, кто я такой, как я оцениваю себя и, как меня оценивают другие; чувство цели смысла жизни, жизнедеятельности, т.е. ответ на вопрос, зачем я пришел в этот мир, каково мое предназначение и ответственность перед людьми, собой, Высшей Реальностью; чувства компетентности, уверенности в своих знаниях и возможности их применения.
Поэтому становится очевидным, что гуманизация образования требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его студента. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие личности студента. Поэтому согласно К. Роджерса, преподаватель осуществляет гуманизацию образования, руководствуясь следующим: 1) с самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать студентам свое полное к ним доверие; 2) помогать студентам в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым студентом в отдельности; 3) исходить из того, что у студентов есть внутренняя мотивация к учению; 4) выступать для студентов как источник разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы; 5) обладать эмпатическим пониманием, развивать в себе способность адекватно воспринимать эмоциональный настрой группы и каждого студента; 6) быть активным участником группового взаимодействия, открыто выражать в группе свои чувства, обладать адекватной самооценкой.
И как свидетельствуют результаты многочисленных эмпирических исследований, проводившихся в ряде зарубежных стран, всякий раз, когда возникают все эти условия фасилитации личностного роста, наблюдаются поведенческие и личностные изменения. В России опыт апробации личностно центрированной технологии есть лишь в системе повышения квалификации (в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре).
Гуманистический подход в образовании делает образовательный процесс субъектсубъектным, предполагающим равнопартнерское учебнонаучнопроизводственное сотрудничество преподавателей и студентов. Это предполагает внедрение в учебную практику активных методов обучения, акцентуацию внимания на самостоятельной работе студентов. Традиционная роль преподавателя как систематизатора знаний, руководителя и куратора работы студентов должна дополниться новыми акцентами, позволяющими активизировать студентов на проявление себя, своих знаний, умений, навыков, на формировании у них социальных и профессиональных компетенций, необходимых для их личностного и профессионального роста.
Гуманистический подход в образовании предполагает и изменение личности преподавателя в вузе. Она должна стать более мобильной, более творческой, более гуманной.
На повестке дня - изменение методического обеспечения образовательного процесса. Требуется включить в него: широкое использование индивидуальных и групповых проектных методов; методы проблемного обучения, информационного сопровождения и проектирования учебных ситуаций; самостоятельную работу студентов, направленную на формирование творческих и прогностических способностей студентов; переход к многообразным методам оценивания не только полученных знаний, но и уровня сформированности социальных и профессиональных компетенций у студентов и др.
Список литературы
1. Гришанова Н.А. Студентоцентрированность как новая характеристика образовательного процесса. Метод, пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов., 2008. - 57с.
2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.,2008. - 96 с.