Осознание необходимости строительства новой школы для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики; реализации проекта «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»; реализации национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа»; реализации проекта и модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» привело нас к пониманию необходимости радикальных изменений в образовательных учреждениях и позволило выделить ключевую идею: обеспечить переход к новой парадигме повышения квалификации, главная специфика которой состоит в переносе идеологии, способов, форм и методов инновационной, экспериментальной деятельности в области повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений в сферу проектной деятельности.
Мы поддерживаем базовую по отношению ко всему инновационному движению и шире - ко всему спектру деятельностей, причастных к обновлению образования, неклассическую образовательную парадигму, сущностные черты которой достаточно ярко проявляются в следующих позициях:
1. Учителя и администрация образовательных учреждений явно не рассматриваются как объекты - ни управленческих манипуляций, ни «просветительства». Предполагается высокая степень личной профессиональной свободы учителей и администрации образовательных учреждений, совмещение свободы слушателей и ярко выраженного «наставничества», личностной педагогики, «пассионарности» руководителя модуля (тренера, консультанта), более того такой подход предполагает и «пассионарность» учителей и администрации образовательных учреждений, принятие ими на себя «бремени ученичества».
2. Образование более не представляется энциклопедическим и завершенным. Возникает возможность не просто помыслить, но и реально сделать «множественность образований».
3. Образование личности более не отождествляется с ее «просвещением»; подобающее место занимают тренинг, в том числе рефлексивноинновационный, упражнения; происходит бурный рост «ценностного» аспекта повышения квалификации.
4. Отходит на задний план ориентация на раблезианскоруссоистскокантовский идеал «естественного человека» и вообще мы отказываемся от идеи формирования человека «с заданными свойствами», налицо перенос центра тяжести на развитие человека рефлексирующего, человека с «отрытой траекторией».
5. Мы предлагаем высокую степень толерантности педагогических принципов, вплоть до совмещения противоположностей.
Таким образом, суть инновационной адаптивной модели повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений - в использовании современных гуманитарных практик «проживания», самоопределения и сопроектирования.
Наши лучшие инновационные образовательные программы повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений претендуют на то, чтобы сделать процесс повышения квалификации синергетическим, придать ему субъектностъ. Ибо с позиций синергетики нужно не «изучениеосвоениеусвоениеприсвоение» учителями и администрацией образовательных учреждений современного комплекса наук об образовании, а нечто совершенно иное - взаимная адаптация учителей и администрации образовательных учреждений и современного комплекса наук об образовании в ходе повседневной профессиональной деятельности.
Синергетичность и субъектностъ предлагаемой нами концепции инновационной адаптивной модели повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений может быть представлена в следующих составляющих:
1. Концепция ориентирована на экспериментальные формы работы, предлагает нетрадиционные формы трансляции педагогического опыта - формы, которые сами требуют экспериментальной апробации. Во многих программах инновационный характер повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений соответствует и является прямым продолжением инновационного характера образовательной деятельности образовательных учреждений.
2. Проблемный характер построения повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений как продуктивнопротиворечивая и саморазвивающаяся реальность. Высокий потенциал креативности. Не застывшие, раз и навсегда придуманные «концепции» повышения квалификации, а концепция, ориентированная на самоизменение.
3. Проектный характер построения инновационных образовательных программ повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений. Идея проектной деятельности слушателей как ведущая идея концепции.
4. Принцип обратной связи (диалога). Не просто трансляция опыта, а совместное проектирование и реализация проектов в диалогическом взаимодействии с участниками. Соучастие в построении нового образовательного опыта образовательных учреждений.
5. Повышение квалификации учителей и администрации образовательных учреждений как зеркало собственного экспериментального опыта, способ увидеть, что чего стоит, понять реальную цену своей экспериментальной деятельности.
6. Образовательные программы повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений ориентированы на многосессионность, на сочетание очных и заочных форм работы, и это, как правило, свидетельствует о глубине, содержательности и ответственности предлагаемых программ. Чем глубже, чем фундаментальнее инновационное содержание деятельности образовательных учреждений, тем ответственнее она подходит к вопросу о сроках повышения квалификации.
На основе представленных материалов мы выделяем следующие наиболее эффективные с точки зрения адаптации учителей и администрации образовательных учреждений к современному уровню наук об образовании формы повышения квалификации:
- систематическая учеба без отрыва от работы;
- стажировка путем гостеролевого метода;
- постоянный педагогический семинар;
- проблемные семинары, где происходит формирование языка, на котором возможна коммуникация учителей и администрации образовательных учреждений и современной науки; здесь договариваются о терминах, ищут общие именно для образовательных учреждений значения слов: «мониторинг», «системный анализ», «профессиональный рост», «профессиональная успешность», «индивидуальное(ый) развитие, подход, педагогическое воздействие», «квалиметрия», «образовательная(ый) парадигма, модель, проект», «рефлексия» и т.д.;
- свободные частнопроблемные группы рефлексии, свободная общая рефлексия и т.д., где предусматривается выработка специальных техник общения учителей и администрации образовательных учреждений и инновационной практикоориентированной науки; особое значение для повышения квалификации имеет культура рефлексии, весьма важна ориентация в образовательных пространствах, крайне существенна установка учителей и администрации образовательных учреждений на: активное проектирование своего профессионального пути; выбор образовательных подходов, парадигм, практик, моделей;_конструирование, сценарирование педагогических событий и т.п.;
- важно, что в ходе повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений вырабатывается система оценки действенности и эффективности их профессиональной деятельности, они тренируются в управленческом полилоге как средстве обретения педагогической командой техник рефлексии своей профессиональной деятельности;
- очень важно, что в повышении квалификации учителей и администрации образовательных учреждений предусмотрена их психологопедагогическая поддержка;
- мы выдвигаем в качестве обязательного условия адаптивного подхода к повышению квалификации учителей и администрации образовательных учреждений ориентацию не на эталоны, нормы и профессиограммы, которые содержатся, в частности, в требованиях к аттестации, но на достижение учителями и администрацией образовательных учреждений профессиональной успешности в зоне их ближайшего развития.
В связи с этим мы эксплицируем следующий перечень профессиональных характеристик, качеств, свойств, признаков, черт, по которым возможна рефлексия и проектирование профессиональной успешности:
- самопроектирование как определение базовых приоритетов личностной успешности;
- успешность в работе;
- успешность учителей и администрации образовательных учреждений в области креативности (как творческой личности);
- успешность учителей и администрации образовательных учреждений как «учащихся», «повышающих свою квалификацию»;
- успешность учителей и администрации образовательных учреждений как работников, членов трудового коллектива.
Список литературы
1. Войтик И.М., Лаптева О.И., Семенов И.Н. Развитие рефлексивного мышления педагогов. Учебнометодическое пособие / И.М. Войтик, О.И. Лаптева, И.Н. Семенов. - Омск: ООИПКРО, 2003 (награждено Дипломом «Фонда развития отечественного образования» Лауреата Конкурса на лучшую научную книгу 2004 г. среди преподавателей высших учебных заведений (2005).
2. Дюков В.М. Внутренний профессиональный стандарт педагогической деятельности образовательных учреждений и деятельность по направлению «Новый тип учителя». - URL: http://www.openclass.ru/stories/65257
3. Дюков В.М. Ключевые идеи и особенности инновационной адаптивной модели повышения квалификации учителей. - URL: http://www.openclass.ru/stories/65255
4. Дюков В.М. К реализации модели 2020: ключевая роль учителя. - URL: http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/ link_id,9088/Itemid,6/
5. Дюков В.М. Особенности развития инновационных образовательных учреждений. - URL: http://pedsovet.org/component/option,com_ mtree/task,viewlink/link_id, 12324/Itemid,6/
6. Дюков В.М. Педагог- руководитель проектов: Модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога» / В.М. Дюков. -
Красноярск. ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. - 108 с.
7. Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика/ В.М. Дюков, И.Н. Семенов. - Красноярск: Универс, 2007. - 84 с.
8. Дюков В.М. Педагог - руководитель проектов: модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога» / В.М. Дюков // Успехи современного естествознания. 2010. №9. С. 5758.
9. Дюков В.М., Шайхутдинова РВ. Особенности комплексного управления качеством образования / В.М. Дюков, РВ. Шайхутдинова // Современные наукоемкие технологии. 2010. №7. С. 245250.
10. Дюков В.М., Шайхутдинова РВ. Подходы к реализации инновационных программ повышения квалификации учителей / В.М. Дюков. РВ. Шайхутдинова // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №9.
11. Семенов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы / И.Н. Семенов; Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Материалы научнопрактической конференции 2425 апреля 2009 г. - М.: РАО АПСН, 2009. С. 338348.