Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Осознание необходимости строительства новой школы для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономи­ки; реализации проекта «Российское образова­ние - 2020: модель образования для экономи­ки, основанной на знаниях»; реализации национальной образовательной стратегии - инициа­тивы «Наша новая школа»; реализации проекта и модели «Интеграторы успеха образовательно­го учреждения» привело нас к пониманию не­обходимости радикальных изменений в обра­зовательных учреждениях и позволило выде­лить ключевую идею: обеспечить переход к но­вой парадигме повышения квалификации, глав­ная специфика которой состоит в переносе иде­ологии, способов, форм и методов инновацион­ной, экспериментальной деятельности в области повышения квалификации учителей и админи­страции образовательных учреждений в сферу проектной деятельности.

Мы поддерживаем базовую по отношению ко всему инновационному движению и шире - ко всему спектру деятельностей, причастных к обновлению образования, неклассическую об­разовательную парадигму, сущностные черты которой достаточно ярко проявляются в следующих позициях:

1.  Учителя и администрация образова­тельных учреждений явно не рассматривают­ся как объекты - ни управленческих манипу­ляций, ни «просветительства». Предполагается высокая степень личной профессиональной сво­боды учителей и администрации образователь­ных учреждений, совмещение свободы слуша­телей и ярко выраженного «наставничества», личностной педагогики, «пассионарности» руководителя модуля (тренера, консультанта), бо­лее того такой подход предполагает и «пассионарность» учителей и администрации образо­вательных учреждений, принятие ими на себя «бремени ученичества».

2.  Образование более не представляется эн­циклопедическим и завершенным. Возникает воз­можность не просто помыслить, но и реально сде­лать «множественность образований».

3.  Образование личности более не ото­ждествляется с ее «просвещением»; подо­бающее место занимают тренинг, в том чис­ле рефлексивноинновационный, упражнения; происходит бурный рост «ценностного» аспекта повышения квалификации.

4.  Отходит на задний план ориентация на раблезианскоруссоистскокантовский иде­ал «естественного человека» и вообще мы отка­зываемся от идеи формирования человека «с за­данными свойствами», налицо перенос центра тяжести на развитие человека рефлексирую­щего, человека с «отрытой траекторией».

5.  Мы предлагаем высокую степень толе­рантности педагогических принципов, вплоть до совмещения противоположностей.

Таким образом, суть инновационной адаптивной модели повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений - в использовании современных гуманитарных практик «проживания», самоо­пределения и сопроектирования.

Наши лучшие инновационные образо­вательные программы повышения квалифика­ции учителей и администрации образователь­ных учреждений претендуют на то, чтобы сде­лать процесс повышения квалификации синергетическим, придать ему субъектностъ. Ибо с позиций синергетики нужно не «изучениеосвоениеусвоениеприсвоение» учителями и администра­цией образовательных учреждений современного комплекса наук об образовании, а нечто совершен­но иное - взаимная адаптация учителей и адми­нистрации образовательных учреждений и совре­менного комплекса наук об образовании в ходе по­вседневной профессиональной деятельности.

Синергетичность и субъектностъ предлагаемой нами концепции инновацион­ной адаптивной модели повышения квалифи­кации учителей и администрации образова­тельных учреждений может быть представ­лена в следующих составляющих:

1.  Концепция ориентирована на экспери­ментальные формы работы, предлагает нетра­диционные формы трансляции педагогического опыта - формы, которые сами требуют экспе­риментальной апробации. Во многих програм­мах инновационный характер повышения квалификации учителей и администрации образо­вательных учреждений соответствует и являет­ся прямым продолжением инновационного ха­рактера образовательной деятельности образо­вательных учреждений.

2.  Проблемный характер построения повы­шения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений как продуктивнопротиворечивая и саморазвивающаяся реаль­ность. Высокий потенциал креативности. Не застывшие, раз и навсегда придуманные «кон­цепции» повышения квалификации, а концепция, ориентированная на самоизменение.

3.  Проектный характер построения инно­вационных образовательных программ повыше­ния квалификации учителей и администрации образовательных учреждений. Идея проектной деятельности слушателей как ведущая идея концепции.

4.  Принцип обратной связи (диалога). Не просто трансляция опыта, а совместное проек­тирование и реализация проектов в диалогиче­ском взаимодействии с участниками. Соучастие в построении нового образовательного опыта образовательных учреждений.

5.  Повышение квалификации учителей и администрации образовательных учреждений как зеркало собственного экспериментального опыта, способ увидеть, что чего стоит, понять реальную цену своей экспериментальной дея­тельности.

6. Образовательные программы повы­шения квалификации учителей и администра­ции образовательных учреждений ориентиро­ваны на многосессионность, на сочетание оч­ных и заочных форм работы, и это, как прави­ло, свидетельствует о глубине, содержательно­сти и ответственности предлагаемых программ. Чем глубже, чем фундаментальнее инновацион­ное содержание деятельности образовательных учреждений, тем ответственнее она подходит к вопросу о сроках повышения квалификации.

На основе представленных материалов мы выделяем следующие наиболее эффектив­ные с точки зрения адаптации учителей и администрации образовательных учреждений к со­временному уровню наук об образовании фор­мы повышения квалификации:

  1. систематическая учеба без отрыва от работы;
  2. стажировка путем гостеролевого метода;
  3. постоянный педагогический семинар;
  4. проблемные семинары, где происходит формирование языка, на котором возможна ком­муникация учителей и администрации образовательных учреждений и современной науки; здесь договариваются о терминах, ищут общие именно для образовательных учреждений значе­ния слов: «мониторинг», «системный анализ», «профессиональный рост», «профессиональная успешность», «индивидуальное(ый) развитие, подход, педагогическое воздействие», «квалиметрия», «образовательная(ый) парадигма, мо­дель, проект», «рефлексия» и т.д.;
  5. свободные частнопроблемные группы рефлексии, свободная общая рефлексия и т.д., где предусматривается выработка специальных техник общения учителей и администрации образовательных учреждений и инновацион­ной практикоориентированной науки; особое значение для повышения квалификации имеет культура рефлексии, весьма важна ориентация в образовательных пространствах, крайне суще­ственна установка учителей и администрации образовательных учреждений на: активное про­ектирование своего профессионального пути; выбор образовательных подходов, парадигм, практик, моделей;_конструирование, сценарирование педагогических событий и т.п.;
  6. важно, что в ходе повышения квали­фикации учителей и администрации образова­тельных учреждений вырабатывается система оценки действенности и эффективности их про­фессиональной деятельности, они тренируются в управленческом полилоге как средстве обрете­ния педагогической командой техник рефлексии своей профессиональной деятельности;
  7. очень важно, что в повышении квалифи­кации учителей и администрации образователь­ных учреждений предусмотрена их психологопедагогическая поддержка;
  8. мы выдвигаем в качестве обязательного условия адаптивного подхода к повышению ква­лификации учителей и администрации образова­тельных учреждений ориентацию не на эталоны, нормы и профессиограммы, которые содержат­ся, в частности, в требованиях к аттестации, но на достижение учителями и администрацией об­разовательных учреждений профессиональной успешности в зоне их ближайшего развития.

В связи с этим мы эксплицируем следу­ющий перечень профессиональных характери­стик, качеств, свойств, признаков, черт, по ко­торым возможна рефлексия и проектирование профессиональной успешности:

  1. самопроектирование как определение базовых приоритетов личностной успешности;
  2. успешность в работе;
  3. успешность учителей и администрации образовательных учреждений в области креа­тивности (как творческой личности);
  4. успешность учителей и администрации образовательных учреждений как «учащихся», «повышающих свою квалификацию»;
  5. успешность учителей и администрации образовательных учреждений как работников, членов трудового коллектива.

Список литературы

1.  Войтик И.М., Лаптева О.И., Семе­нов И.Н. Развитие рефлексивного мышле­ния педагогов. Учебнометодическое пособие / И.М. Войтик, О.И. Лаптева, И.Н. Семенов. - Омск: ООИПКРО, 2003 (награждено Дипломом «Фонда развития отечественного образования» Лауреата Конкурса на лучшую научную книгу 2004 г. среди преподавателей высших учебных заведений (2005).

2.  Дюков В.М. Внутренний профессио­нальный стандарт педагогической деятельности образовательных учреждений и деятельность по направлению «Новый тип учителя». - URL: http://www.openclass.ru/stories/65257

3.  Дюков В.М. Ключевые идеи и осо­бенности инновационной адаптивной моде­ли повышения квалификации учителей. - URL: http://www.openclass.ru/stories/65255

4.  Дюков В.М. К реализации модели 2020: ключевая роль учителя. - URL: http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/ link_id,9088/Itemid,6/

5.  Дюков В.М. Особенности развития ин­новационных образовательных учреждений. - URL: http://pedsovet.org/component/option,com_ mtree/task,viewlink/link_id, 12324/Itemid,6/

6.  Дюков В.М. Педагог- руководитель проектов: Модуль «Системный подход к про­ектной деятельности педагога» / В.М. Дюков. -

Красноярск. ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафье­ва, 2010. - 108 с.

7.  Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогиче­ская инноватика/ В.М. Дюков, И.Н. Семенов. - Красноярск: Универс, 2007. - 84 с.

8.  Дюков В.М. Педагог - руководитель проектов: модуль «Системный подход к про­ектной деятельности педагога» / В.М. Дюков // Успехи современного естествознания. 2010. №9. С. 5758.

9.  Дюков В.М., Шайхутдинова РВ. Осо­бенности комплексного управления качеством образования / В.М. Дюков, РВ. Шайхутдино­ва // Современные наукоемкие технологии. 2010. №7. С. 245250.

10. Дюков В.М., Шайхутдинова РВ. Под­ходы к реализации инновационных программ повышения квалификации учителей / В.М. Дю­ков. РВ. Шайхутдинова // Международный жур­нал экспериментального образования. 2010. №9.

11. Семенов И.Н. Рефлексивная психоло­гия, акмеология и педагогика как средства воз­рождения образовательной системы / И.Н. Се­менов; Пути, средства, возможности модерни­зации образовательной системы. Материалы научнопрактической конференции 2425 апре­ля 2009 г. - М.: РАО АПСН, 2009. С. 338348.