Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Важной современной тенденцией развития высшего образования является его фундаментализация. Под фундаментализацией образования мы понимаем приоритетность: теоретических дисциплин; структурно-организованных, функционально-значимых знаний; методологической компоненты, выработка обобщенных междисциплинарных умений; овладения универсальными методами исследования. Именно такой подход к образованию позволяет формировать у студентов системное мышление, мотивацию учения, ценностное отношение к фундаментальным теоретическим знаниям, потребности к их постоянному пополнению и применению на практике.

Основой фундаментализации химического образования в медицинском вузе мы считаем такую систему и структуру образования, которая ориентирована не на узкоспециализированные, а на общетеоретические и методологически важные, долго живущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины мира, развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности.

В медицинском вузе студенты изучают общую, биоорганическую, биологическую химию, а также клиническую биохимию. Знания студентами комплекса химических наук в их преемственности и взаимосвязи дают большую возможность, широкий простор в исследовании и практическом использовании различных явлений, свойств и закономерностей, способствуют развитию личности. Специфическими особенностями изучения химических дисциплин в медицинском вузе, по нашему мнению, являются:

  1. взаимозависимость между целями медицинского образования и химической подготовки в его структуре;
  2. универсальность и фундаментальность данных курсов, особенность построения их содержания в зависимости от характера и общих целей подготовки врача и его специализации;
  3. единство изучения химических объектов на микро- и макроуровнях с раскрытием разных форм их химической организации как единой системы и проявляемых ею разных функций (химических, биологических, биохимических, физиологических и др.) в зависимости от их природы, среды и условий;
  4. зависимость методологического, эвристического, прогностического, мировоззренческого потенциала фундаментальных химических знаний и от уровня их системности и структурной организации;
  5. зависимость дидактических и профессиональных ценностей от связи химических знаний и умений с реальной действительностью и практикой, в том числе медицинской, в системе «общество - природа - производство - человек», обусловленных неограниченными возможностями химии в создании синтетических материалов и их значением в медицине, развитием нанохимии, а также в решении экологических и многих других глобальных проблем человечества.

Мы считаем, что формирование химических знаний и умений студентов как единый, монолитный фундамент, является очень важным аспектом процесса обучения студентов-медиков для создания прочной основы будущей успешной врачебной деятельности.

Вместе с тем, в проекте Федеральных образовательных стандартов для медицинских специальностей высшего профессионального образования (2009) предполагается уменьшение часов на изучение химических дисциплин (общей и биоорганической химии) приблизительно на 40%, что, безусловно, входит в противоречие с фундаментализацией как одной из современных тенденций развития высшего профессионального образования.

Это противоречие углубляется снижением уровня подготовки школьников по химии, в частности, желающих получить медицинское образование. Так, в 2009 году в Кубанский государственный медицинский университет на лечебный факультет поступили 135 абитуриентов, имеющих по химии результат ЕГЭ 70 баллов и выше. По итогам 1 семестра только 40 (24,6%) студентов из этой категории имеют рейтинг по химии 70 - 85 баллов, а у 32 студентов (23,7%) рейтинг составляет лишь 10 - 45%.

Уменьшение часов на изучение фундаментальных химических дисциплин в сочетании с невысоким уровнем владения студентами школьным курсом химии входит в явное противоречие с требованием этого же проекта стандарта к овладению компетенциями выпускника медицинского вуза. Например, формирование компетенции «способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-лечебника, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат» требует серьезной фундаментальной подготовки. Недостаточное количество учебного времени на изучение общей химии свидетельствует о недооценке этого предмета в системе общенаучной и профессиональной подготовки будущего врача. Нами выделены блоки химических знаний из курса общей химии, необходимые для освоения всех дисциплин, изучаемых в медицинском вузе:

  1. связи химического строения веществ, их свойств с биологической ролью; химия биогенных элементов, применение их соединений в медицине; химия гемоглобина;
  2. протолитический, гетерогенный, металлолигандный, окислительно-восстановительный балансы, как основа гомеостаза организма;
  3. способы выражения концентрации вещества в растворе; коллигативные свойства растворов (осмос, осмолярность, диффузия и др.);
  4. сильные и слабые электролиты в организме, особенности их растворов; рН растворов, жидкости и ткани организма как проводники электричества второго рода (ионная проводимость); биопотенциалы;
  5. физико-химические основы адсорбционных процессов и терапии (гемо-, лимфо-, плазмо-, энтеросорбция), устойчивость дисперсных систем, природа коллоидного состояния, коагуляция, коллоидная защита, биологические поверхностно-активные вещества (ПАВ); свойства растворов белков;
  6. физико-химические методы исследования в медицине.

Примером фундаментализации химического образования медиков и одним из путей разрешения указанных противоречий может служить предложенный нами вариативный курс общей химии для студентов медицинского вуза. При его построении мы учли необходимость укрупнения дидактических единиц и минимизации материала, что важно при дефиците учебного времени, а также психологию усвоения учебного материала студентами первого курса. Для построения учебного предмета и глобального его структурирования мы использовали интегративно-модульный подход (ИМП), который предполагает внутри- и межпредметную интеграцию содержания, оформление основных подсистем знаний в виде модулей и их дидактико-методическое обеспечение. Интегративно-модульный курс общей химии создает такой фундамент, который позволяет формировать не только частные, общепредметные компетенции, но и ключевые, например, химическая грамотность, умение жить в мире веществ, являются частью общей культуры человека. Велика роль химии в воспитании экологической и валеологической культуры людей, так как эти проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Химия и ее история оказывают серьезное влияние на формирование нравственности и на развитие личности студентов в целом, поэтому недооценка химической подготовки врача вызовет снижение уровня необходимой фундаментализации современного медицинского образования.