Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В субъектно-развивающем подходе в качестве критерия оптимальности самореализации личности может быть выделено единство ценностно-временного континуума и самосознания. Данное единство опосредует гибкость саморегуляции субъектом содержания самосознания и ценностно-временной модели внутренних, внешних условий позиционирования личности и определяет критериальную основу развития субъекта.

Субъект, утверждает К.А. Абульханова, есть новое преобразованное качество личности, которое находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, стандартизации и индивидуализации. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации отношений. Этот способ отвечает закону развития личности, состоянию целостности самосознания, которое и определяет уровень развития субъекта. В плане таких суждений критерии субъектности выделенные В.В. Знаковым являются скорее всего критериями развития личности, т.к. определяют процесс формирования её способности к осознанию своего поступка как свободного нравственного деяния, за который она несет ответственность перед собой и обществом и развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны.

В субъектно-развивающей парадигме основу субъектности составляет не развивающаяся личность, а свобода её реализации в жизнедеятельности уже сформировавшегося ценностно-смыслового пространства. Свобода есть интеграция векторных единиц: творчества, ответственности и смыслового пространства. Данное пространство нами представлено в качестве ценностно-временного континуума - системы представлений социальной действительности, убеждений, ценностно-смысловых отношений, обеспечивающая целостность внешнего, внутреннего и времени в сознании личности. Выделенная целостность способна оценивать условия развития, прогнозирование субъектом траектории жизненного пути, сформированность и своевременность стремлений личности совершенствовать себя. Ценностно-временной континуум как личностная сфера взаимодействия сущего и должного, сближает их по мере восхождения личности к более высоким уровням ценностного бытия - субъекту, обеспечивающему уникальность жизненного смысла и индивидуальность его осуществления в выборе цели и стратегии жизни.

Стратегия, как указывает К.А. Абульханова, имеет три основных признака: смысловое пространство взаимодействия личности с миром, модель внешних и внутренних условий взаимодействия и цель взаимодействия. Стратегия есть некий универсальный закон, способ существования, развития и самосовершенствования личности, который определяется, выбирается и регулируется субъектом.

Целью данной статьи является определение критериальной основы уровней развития субъекта. Функционал субъекта, основные общефилософские идеи относительно его социальной природы, самосознания подтверждены и конкретизированы в психологических исследованиях под руководством С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др. Психология выделила ряд автономных областей эмпирического исследования «Я» как механизма, сущности, возможностей и критерия развития субъекта. Изучая самосознание как ядро личности Л.И. Божович, И.С. Кон,
А.Б. Орлов, СР. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин признают целостность и непрерывность развития «Я» во времени. При этом объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность [В.С. Мерлин, 1990 и др.], субъект [Селезнева, 1997, Огнев, 1999, Знаков, 2005].

На основе анализа структуры самосознания в современной западной психологии и отечественной психологии А.А. Ивановой в качестве звеньев самосознания выделены: психологическое время; жизненное пространство; жизненный путь во времени и пространстве; смысл жизни; притязание на признание; имя собственное; личностная идентичность; чувство собственной уникальности.

Данная система самосознания своевременно активизирует оценочно-моделирующую функцию субъекта. При этом ценностно-временной континуум представляет такое индивидуальное пространство, которое одновременно обеспечивает и экспертирует своевременность и эффективность проявления личности в позициях, которые она осуществляет в труде, в жизни, в данной ситуации. Целостность ценностно-временного континуума и самосознания в субъектно-развивающем подходе организует и оценивает стратегический выбор по критериям легкости-трудности. Толкование взаимосвязи самосознания и ценностно-временного континуума дает возможность понять субъекта как многоуровневую систему, где 1 уровень обеспечивает развитие субъекта на основе познания своего «Я» и признания своей физической сущности, её изменения в объективном времени (неизбежности изменения во времени);
2 уровень, уровень интеграции и дифференциации физической и психической целостности, которую фиксирует психологическое время («Я» и время); 3 уровень познания и система развития психического (сознание, самосознание) в психологическом и объективном времени, социальное время фиксировано. Развитие психического осуществляется за счёт его интеграции и уровневой, типовой дифференциации (ценности-смыслы); 4 уровень развития субъекта - уровень познания, развития и интеграции целостности внешнего во внутреннем в личностном времени (социальном, психологическом, объективном). Этот уровень - проблемный уровень развития субъекта, на котором он может утрачивать свои способности выделять и разрешать противоречия (К.А. Абульханова) утрачивать статус субъекта (М.И. Воловикова) или набирать силу субъекта развития, интеграции внутреннего, внешнего и времени, т.е. становиться субъектом времени и смысла, где время выступает формообразующей детерминантой личностного Я-концепта, стратегии развития (готовности); 5 уровень изучения, интеграции и развития социальной целостности «Я-ТЫ-МЫ» в личностном и социальном времени, на основе регуляции позиции, действия, поведения, отношения личности, уровня её самосознания (выбор и реализация стратегии); 6 уровень духовного развития субъекта, уровень ясновидения. Это уровень истинного знания пространственно-временного континуума, всех элементов в него проникающих. Уровень управления активностью личности в личностном (психологическом, социальном и объективном) времени, посредством информации, экзистенционального и креативного механизмов [Н.Т. Селезнева, Л.Н. Дроздова].

Экзистенциальный механизм обеспечивает развитие активности личности за счёт формирования способности к самодетерминации своего жизненного пути, экзистенциальной сферы личности и перехода из плана прогнозирования в план осуществления.

Способность к самодетерминации жизненного пути, или осмысленность жизни, выступает как одно из проявлений субъектности. В исследованиях, выполненных под руководством К.А. Абульхановой установлено, что с ростом субъектности в осмысленности жизни негативные эмоции по отношению к настоящему и будущему уменьшаются, а положительные по отношению к настоящему увеличиваются. Уровень осмысленности жизни коррелирует с реализованностью в профессиональной и финансовой сферах и с фактором образования. Следовательно, на высшем, шестом уровне находятся те качества субъекта, его способности, которые можно назвать жизненными способностями. Это высшие ценностные образования, выработанные в процессе жизнедеятельности, определяющие активность, целостность и уникальность самого субъекта и его способность к проектированию, организации и потенциированию времени жизнедеятельности личности [Е.А. Куркотова, 2010]. Данные положения позволяют объяснить критерии достижения уровней субъекта через целостность внешнего, внутреннего и времени, ценностно-смысловой способ согласования несоответствия между ними [Н.Т. Селезнева, 2009]. Выделенный способ согласования определяет третий уровень свободы - свободы ценностно-избирательной деятельности, которая характеризует уникальные свойства, способные отличать личность от выполняемой деятельности, других членов совместной деятельности, выделять своё ценностно-временное пространство, регулировать содержание самосознания, его соответствие и согласованность смыслам и значениями жизнедеятельности личности.

Субъектно-развивающий подход дает возможность обнаружить структурные особенности сознания, самосознания, механизмы развития, способы проектно-регулирующего функционирования субъекта в целостной картине социальной действительности, разрешении противоречий, возникающих на жизненном пути самореализующейся личности, выделении важных характеристик ценностно-временного континуума, в котором он живет, действует и развивается. В данной парадигме в качестве предмета исследования выделяется субъект как модель научного познания реальности, пространство научной коммуникации, которое позволяет удержать сущностное культурно-исторической эпохи, определить психологическое знание о личности на основе представлений взаимной дополнительности психических закономерностей отражения действительности и порождения новой психологической реальности - субъекта.

Основным критерием результативности деятельности субъекта и его развития является удовлетворенность личности. Удовлетворенность обеспечивается своевременностью и уровнем разрешения нравственных конфликтов между реальностью и замыслом при осуществлении личностью своего смысла. Именно в этом заключается истинная сущность субъекта, реальность которой определяется взаимосуществованием людей по принципу: "Я" - условие бытия, деятельности другого, который в свою очередь является условием существования субъекта. Поэтому нравственность в данном случае является не только формой общественного сознания, но и способом реального этического отношения личности, выбор которого осуществляется субъектом.

Мы, таким образом, предполагаем, что субъект обладает некоторой динамической способностью к композиции личностных качеств, представлений, ценностей с использованием то мотивационных, то волевых механизмов, усиливая их вертикальную иерархическую ценностную организацию.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Личностные особенности и детерминанты социальных представлений // Идея системности в современной психологии/ Под. ред. В.А. Барабанщикова - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005, С. 299-314.

2. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал, 2005. № 1, С. 18-28.

3. Иванова А.А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия. Дис. ... докт. психол. наук. - М., 2001.- 311 с.

4. Куркотова Е.А. О критериях профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», - Ставрополь, 2010.

5. Рубинштейн С.Л. Основы психологии - СПб.: Питер, 2002, - 712 с.

6. Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н. Уровни развития субъекта, их методологическая основа // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Субъектно-развивающий подход в модернизации систем образования», - РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009. C.201-207.