Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Введение

За последние годы компьютерные технологии проникли практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в медицину. Для чего же нужен компьютер в кабинете врача? Казалось бы, обилие функциональных возможностей компьютерной техники даёт неограниченные направления их применения. Функциональность ПК и возможность оптимизации работы врача делает его незаменимым помощником в лечении, и это ни у кого уже не вызывает сомнений. Тем не менее, для того, чтобы подчеркнуть актуальность темы, следует отметить хотя бы основные направления использования ПК врачом. Итак, какие же задачи возможно решать при помощи ПК?

1.   Сохранять в базе данных всю информацию о визите пациента для дальнейшего динамического наблюдения.

2.   При помощи готовых шаблонов а) экономить время врача б) стандартизировать и алгоритмизировать описания состояний и исследований

3.   Создавать единые информационные сети, от локальных (в пределах клиники) до масштабных мировых систем.

4.   Используя сеть Интернет получать доступ к новейшей медицинской информации, устанавливать профессиональные связи с коллегами из других городов и стран, обмениваться опытом

И это лишь некоторая часть очевидных преимуществ ПК. Однако, компьютерные технологии, доступные врачу в наше время, далеко не исчерпываются рутинным использованием ПК на участке. Всё больше и шире развивается система телемедицины, позволяющая связать в единую сеть отдалённые сельские пункты амбулаторной помощи и крупнейшие научные центры, столичные и районные больницы, научные центры разных стран.

Можно предположить, что освоение и дальнейшее развитие компьютерных технологий в работе врача - вопрос будущего, ибо, несмотря на всеобщее признание их преимуществ, финансовые сложности и отсутствие организованных курсов для врачей, не владеющих ПК, по-прежнему мешает их широкому распространению в нашей стране. Хочется надеяться, что важность и актуальность данного вопроса позволит в относительно короткие сроки решить эти проблемы. Именно поэтому важны и актуальны все работы, касающиеся направлений приложения и технических вопросов компьютеризации работы врачей. В данном исследовании будут кратко рассмотрены некоторые из этих аспектов.

Актуальность исследования: несмотря на обилие исследований о компьютерной технике вообще и применении её в различных сферах человеческой деятельности, сравнительно мало написано о применении компьютерных технологий в работе врача, особенно на русском языке. Существуют отдельные исследования на тему применения компьютера в работе узких специалистов, преимущественно работающих с различными приборами (врач кабинета УЗИ, врач кабинета ЭКГ). Для них уже разработаны специальные компьютерные программы и методики освоения, тогда как компьютеризация работы остальных врачей носит пока что стихийный характер, сводящийся, главным образом в обеспечении их компьютерной техникой, но не решающий проблемы обучения персонала работе с ПК и не регламентирующий степень участия ПК в процессе работы врача. Таким образом, несмотря на наличие компьютера, врачи, не владеющие в достаточной мере знаниями и умениями для работы с ним, не пользуются им, либо используют его недостаточно полно. Таким образом, рабочий процесс не рационализируется и не облегчается, и затраты на компьютерную технику недостаточно окупаются. Именно поэтому существует необходимость появления исследований, касающихся технических, методических и практических особенностей использования компьютера в работе врача.

Цель исследования - сделать обзор некоторых научных статей западных авторов, касающихся методических и технических аспектов применения компьютера во врачебной деятельности; рассмотреть состояния компьютеризации рабочих мест медицинского персонала, и, в частности, врачей-педиатров в исследуемой детской поликлинике, указать преимущества и проблемы данного процесса и наметить пути решения проблем.

Медицина и ПК - взгляд с Запада

Несмотря на широкое распространение компьютерных технологий, которое происходит в настоящее время, в русскоязычной литературе мало освещены вопросы применения компьютера в медицине. Объяснить это достаточно легко - в повседневную клиническую практику наших соотечественников-врачей компьютер проник относительно недавно. Тем не менее, он уже прочно занял своё место в кабинетах УЗИ, КТ, палатах интенсивной терапии. Но до массового и систематизированного применения компьютерных технологий в медицине, которые смогут объединить в единую сеть всех врачей и все медицинские базы данных, пока далеко. Однако, на Западе этот вопрос привлекает всё более широкое внимание. Проводятся исследования, посвященные как возможностям, так и ограничениям применения компьютеров, а также предлагаются инновационные технические решения в области компьютерной техники.

Поскольку компьютеризация медицины - процесс неотвратимый, очень полезными могут оказаться переводные статьи, освещающие различные аспекты применения компьютерных технологий во врачебной практике.

Статьи 2004-2007 годов, отражающих новые направления компьютерной техники в медицине, касались, главным образом вопросов освоения сети Интернет. В эти годы происходило накопление огромного количества медицинской информации в электронном виде.

В настоящее время общая численность компьютеров, подключенных к сети, составляет около 100 миллионов. Начало этому процессу было положено в 1969 году, когда в рамках проекта Департамента Безопасности США несколько компьютеров в стране были объединены. В 1991 году на свет появилась Всемирная Сеть. С тех пор в её пределах происходит постоянное накопление разнообразной информации, в том числе научной и, в частности, медицинской. Учитывая это, можно сказать, что при использовании Интернета в профессиональных целях основным вопросом практикующего врача является выбор достоверных ресурсов. Среди огромного количества околонаучной, не подтверждённой или ложной информации достаточно сложно найти по-настоящему достоверные научные сведения. В работу врач надёжность информации является крайне важной - поэтому появилась необходимость в специальных подходах к поиску информации во Всемирной Сети. Во многих случаях Интернет-сайты не предоставляют необходимой документации в отношении научных подходов и методов, применяемых в исследованиях. Являясь свободной зоной, сеть Интернет не даёт возможности для предъявления судебных исков, и это служит ещё одним фактором, осложняющим «фильтрацию» достоверной информации. В этом случае следует ориентироваться на сайты, предоставляемые проверенными научными и общественными организациями (об этом будет рассказано ниже), а также на официальные ресурсы. К последним относятся электронные издания медицинских газет и журналов, которых сегодня в Сети достаточно много. Причиной их распространения является относительная простота воспроизведения графической информации, возможность ознакомить с ними целевую аудиторию за короткий срок, минуя процесс издания и реализации и немедленно получить отклик от читателей. Для последних удобство состоит в доступности изданий других стран, а также их бесплатности. Многие сайты электронных изданий являются закрытыми и защищены паролями, однако среди них имеются и общедоступные [2]. Эти тенденции, как и прочие, связанные с компьютеризацией медицины, гораздо шире распространены в западных странах. Но вышеупомянутые преимущества электронных изданий и ресурсов медицинской информации, без сомнения будут способствовать их развитию и распространению в России.

Каждые 4 года медицинской информации удваивается. При таких темпах роста были необходимы некоторые руководства для практикующих врачей, способные помочь им правильно ориентироваться в этих громадных объёмах информации и использовать их с максимальной пользой. В настоящее время электронные ресурсы уже практически столь же велики, как и печатные - но, в отличие от последних, гораздо менее систематизированы. Тем не менее, есть ряд электронных хранилищ, которые предлагают достоверную и свежую информацию по всем отраслям медицины. Одним из них является MEDLINE - база данных Национальной Медицинской Библиотеки США, которая включает более 11 миллионов источников биомедицинской литературы с 1960-х годов и ежегодно обновляется. Свободный доступ к этой базе обеспечивает ресурс Pub MED. Он не только позволяет любому пользователю Интернета беспрепятственно получить нужную информацию из базы, но также существенно облегчает поиск необходимых данных и позволяет отсортировать более новые источники. Кроме того, Национальная Медицинская Библиотека США предложила систему подзаголовков медицинских терминов, которая используется в ресурсе Pub MED и позволяет не только легко и быстро ориентироваться в более чем 19000 терминов, но и находить именно те статьи, в которых содержатся нужные пользователю термины. Все эти ресурсы и системы были созданы специально для удобства практикующих врачей, с конечной целью обеспечить клиницистов и исследователей доступной, достоверной и свежей информацией с минимальными затратами времени и сил [1]. Российским врачам ещё только предстоит использование электронных ресурсов в такой степени, что их западным коллегам. Причины тому - и отсутствие привычки к работе с сетевыми ресурсами (сказывается относительно недавнее внедрение ПК в клиническую практику), и отсутствие организованных систематизированных курсов обучения работы на ПК, и не столь большой объём баз данных, имеющихся на русском языке. Однако можно предположить, что перспективность этого направления позволит преодолеть имеющиеся барьеры и сделает всю имеющуюся на сегодня медицинскую информацию доступной для каждого врача.

Однако не только информационные ресурсы сетей привлекают сегодня врачей. С появлением общих медицинских баз данных появилась возможность управлять человеческими ресурсами. Так, летом 2007 года в Великобритании была предпринята попытка ввести в действие компьютерную систему под названием Служба подачи заявлений в интернатуру. Вследствие того, что переход на электронную систему всё е был несколько поспешен, эта попытка не увенчалась успехом. В этой системе не было учтено различий между выпускниками ВУЗов и специалистами со стажем, а также количества заявлений, предоставленных зарубежными соискателями. Сама по себе система не была достаточно гибкой и совершенной. Однако сам факт этой попытки говорит о том, насколько расширяются компьютерные технологии в медицине. Великобритания - вторая страна, попытавшаяся ввести компьютерные технологии в систему распределения выпускников. В США эта система успешно применяется уже несколько лет. Три этапа - регистрация, составление списка очередности и объявление результатов позволяют большинству соискателей найти работу по выбранной специальности, а клиникам - получить нужных специалистов [3]. Для России такая система пока непривычна, но, имея в виду развитие медицины и компьютерной техники, можно предположить, что подобные системы могут когда-либо появиться и в нашей стране.

Однако фундаментальные вопросы применения компьютерной техники в медицине были подняты совсем недавно. C. J. Kalkman в своём докладе в рамках Всемирного Конгресса Анестезиологов затронул вопросы о границах применения компьютерной техники. Не подлежит сомнению тот факт, что компьютеры должны широко использоваться в повседневной практике врача - но есть ли предел этому использованию? Следует ли передать им инициативу в отношении принятия решений? В настоящее время, когда детально разработаны схемы оценки состояния, лечения и риска, достаточно лишь ввести соответствующие данные в компьютер - и он просто не позволит врачу выйти за пределы этих рамок. В перспективе компьютер сможет организовать автоматическую доставку лекарства без участия врача. Уже сегодня он способен напомнить о забытой манипуляции специальным сигналом, или предложить врачу заполнить соответствующую графу в электронной истории болезни, если он забыл это сделать. Системы записи и обработки информации способны постоянно записывать все показатель состояния пациента и все его физиологические показатели как в пред- так и послеоперационные период, а также во время самой операции, напоминая врачам о всех возможных факторах риска и предлагая вести тот или иной препарат. операционный период, саму операцию и послеоперационный период. Возможно, все коммуникации внутри клиники вскоре также перейдут к компьютерам, заменив традиционные телефоны.

Но так ли радужны эти перспективы? Даже в авиации ( из которой медицина черпает множество схем) встаёт вопрос о том, стоит ли передавать компьютеру инициативу в принятии решения, или всё же оставить её человеку? Тот же вопрос становится актуальным и для врачей. Должен ли аппарат выводить врачу запрет на выписку пациенту пенциллина, когда в графе «аллергия» значится «пенициллин»? Или машина должна лишь предупредить его и механически вывести подписанный рецепт? Этот вопрос выходит за рамки электротехники и компьютеризации. Его ещё предстоит решить. Так же остро стоит вопрос и о том, можно ли доверять компьютерным системам все виды коммуникации. Малейший сбой в результате незначительной перегрузки может вывести систему связи из строя, что может стать для клиники тяжёлым испытанием [5].

Поэтому вопрос о границах компьютеризации остаётся открытым. Возможно, в будущем будет найден необходимый баланс между человеком и машиной, который позволит им стать надёжными союзниками на благо пациенту. Это вопрос перспективного развития - и можно надеяться, что решать его будут не только западные государства, но специалисты из всех стран нашей планеты.

Компьютер и детская поликлиника - достижения, задачи, перспективы

Каково же состояние компьютеризации стандартной поликлиники нашей страны? На каком этапе она находится сегодня и какие у неё перспективы? Какие имеются достижения и проблемы, и как их можно решить?

Для исследования была выбрана одна из детских поликлиник города Архангльска. Было изучено как техническое оснащение её компьютерной техникой, так и полнота их использования.

В составе исследуемой детской поликлиники имеется 4 участка, в каждом из которых два рабочих места - участкового врача-педиатра и медицинской сестры. Также в составе поликлиники имеется дневной стационар, где также два рабочих места.

В данный момент персональными компьютерами и принтерами обеспечены все участки и дневной стационар, по одному ПК на оба рабочих места. Компьютеры на участках относятся к одним из последних моделей, оснащены жидкокристаллическими мониторами, с установленной рабочей системой Windows XP и полностью готовы к работе. Компьютер в дневном стационаре оснащён ламповым монитором и на момент наблюдения ещё находился в процессе сборки и установки.

Таким образом, можно сказать, что первый этап компьютеризации - техническое обеспечение участков - пройден. Остаётся определить, насколько активно компьютеры участвуют в работе врачей. Кроме того, необходимо идентифицировать проблемы и задачи, возникающие при внедрении ПК в работу врачей-педиатров участка, а таккже отметить дальнейшие перспективы развития компьютеризации.

При подсчёте времени, которое уходит на поиск и «подъём» карточки на участок, а также процесс записи в карточку и выдачу различных направлений (на анализы и консультации), оказалось, что оно в среднем составляет от 5 до 8 минут. При большой загруженности врача-педиатра, когда на одного пациента отводится от 15 до 20 минут, это достаточно существенная величина. Тогда как, при компьютеризации работы, на эти же процессы будет тратиться не более 1-3 минут.

Поиск различной информации по справочникам, который также имеет место в работе врача-педиатра на участке, также может занимать от 5 до 10 минут. Тогда как при использовании сети Интернет оно может сократиться до нескольких секунд.

Много времени уходит также на поиски необходимого результата исследования, который поступает из лаборатории или кабинета функциональной диагностики, а также на сортировку этих результатов по участкам и карточкам, который происходит вручную. На это уходит до 30 минут в день. Тогда как, при использовании единой информационной электронной сети, на это будет тратиться не более нескольких секунд.

Однако, на данном этапе это пока недостижимо. Мешает этому и многолетняя отлаженность старой системы, и ряд технических проблем.

Одной из основныхhttp://www.rfbr.ru/pics/1pix.gif проблем является вопрос навыков работы с ПК. Многие медицинские работники, как правило старшего поколения, не владеют этими навыками, либо владеют в недостаточной степени для полного использования ПК. Пользоваться ПК в полной мере могут лишь те, кто либо имеет ПК дома, либо самостоятельно овладел навыками работы с ним.

Таким образом, практически вся работа ведётся, как и до компьютеризации, - осмотры и дневники, а также прочая документация пишется от руки. Компьютеры используются, главным образом в целях статистических подсчётов и составления выписных эпикризов в дневном стационаре.

Второй проблемой является практически полное отсутствие какой-либо систематичности в использовании ПК - не установлено, в какой степени он должен участвовать в работе врача. Решение этого даётся на откуп самим врачем - кто-то из них пишет от руки, кто-то печатает на компьютере, причём нет установленных алгоритмизированных шаблонов, по которым следует записывать информацию. Поэтому пока не может быть речи об единой информационной системе, которая может объединить все подразделения детской поликлиники.

Однако, такое положение дел на данном этапе вполне объяснимо - внедрение ПК в работу врачей участка произошло совсем недавно, компьютеризация работы находится ещё на стадии становления, и пока ещё не проводилось систематического обучения персонала работе на ПК. Основная документация участков ведётся в письменном варианте, и мгновенный переход на печатную и электронную форму попросту невозможен.

Однако, уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы постепенно переводить всё большую и большую часть работы в печатный и электронный варианты. Не говоря об огромной экономии времени, это позволит стандартизировать все записи и создать единую базу данных, в которой можно будет быстро и легко ориентироваться.

Вместо прежней громоздкой процедуры поиска и «подъёма» карточек в регистратуре можно будет передавать информацию о том или ином ребёнке в электронном виде за секунды. Разноплановые и, зачастую нечитаемые записи в карточке сменятся стандартными, алгоритмизированными, напечатанными на принтере записями. Работа с ПК будет происходить не после, а непосредственно во время приёма, освободив значительную часть времени на работу с пациентом.

Таким образом, две главные задачи, возникающие при внедрении компьютерных технологий в работу врачей-педиатров поликлиники - это обучение персонала (не только врачей, но и медсестёр) навыкам работы с ПК и создание единой системы описания состояния пациента, симптомов и различных аспектов роста, развития и лечения. Эта система позволит не только создать стандартные шаблоны для описания, но и единую базу данных, в которую будут внесены однотипные данные по всем пациентам.

Сеть Интернет также вскоре должна прочно войти в работу врачей-педиатров поликлиники - не только как неисчерпаемый источник информации, но и средство общения и обмена опытом с коллегами из других учреждений, городов, стран.

Определённую помощь в компьютеризации участков могут оказать студенты, проходящие в поликлинике летнюю практику. Большинство из них владеет ПК и может не только обучить этому персонал, но и оказать помощь в переводе информации в электронный вариант, создании баз данных и электронных таблиц.

Таким образом, приложение соместных усилий в этом направлении позволит облегчить работу врачей в сравнительно короткие сроки. Перспективы этого процесса огромны. Можно предположить, что при имеющихся предпосылках в детской поликлинике компьютер вскоре прочно займёт своё место как помощник и консультант врача-педиатра.

Заключение

Итак, компьютерные технологии всё более прочно входят в медицину, и уже не в качестве высокоточных диагностических приборов, а в виде практически равноправных помощников и союзников, позволяя передавать на расстояние огромные объёмы медицинской информации. Сеть Интернет, развиваясь, становится всё более приспособленной для работы врача, и, надо полагать, вскоре станет неотъемлемой частью его работы не только на Западе, но и в России и других странах.

Доступная и достоверная информация, которую смогут предложить врачам надёжные ресурсы сети, будет способствовать повышению качества диагностики, лечения, а также улучшению безопасности пациента.

Объединение структурных подразделений клиник в единые информационные сети будет также служить этим целям, а, кроме того, облегчит работу врача. Дальнейшие исследования в области медицины могут принести новые открытия и усовершенствования, равно как и новые проблемы и задачи. Но такие перспективы не могут пока остановить развитие компьютерных технологий и внедрение их в медицину. На том или ином этапе, процесс компьютеризации затронул множество медицинских учреждений и продолжает вовлекать их в своё русло и дальше. Имеющиеся предпосылки - осознание перспективности и удобства компьютеров в работе, а также развитие интереса к их изучению и внедрению позволит ликвидировать имеющиеся на данный момент проблемы и позволит всем врачам совместно решить задачу о разумном союзе человека и электронной машины.

Выводы

Суммируя вышесказанное, можно заключить следующее

- компьютеризация работы врача является исключительно перспективным процессом

- динамически развивающимися его направлениями является компьютеризация места врача и развитие единых информационных сетей и баз данных во всём мире

- для более полного использования компьютерных технологий требуется обучение персонала и постепенный переход на электронное оформление документации

-дальнейшие перспективы развития компьютерных технологий и их применение в работе врача - вопрос будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Как работать с медицинской литературой, Фухс-Будер Т., ОКЛ 11, Архангельск, 2005 год

2.       Что можно найти в Сети, Уенкер О., ОКЛ 9, Архангельск, 2004 год

3.       Обучающие электронные ресурсы, Снейд, Р.Д., ОКЛ 13, Архангельск, 2008

4.       Информационная система распределения интернатуры в США, Вуд М., ОКЛ 14, Архангельск, 2009 год

5.       Automation and computerisation - how much is enough? C. J. Kalkman, Refresher Course Lectures, Milan.