Большая роль в лингвистических исследованиях уделяется не только смыслу речевого высказывания, но и тому, какое воздействие на собеседника может оказать та или иная реплика. Языковые средства рассматриваются с точки зрения их воздействия на человека и изучается понятие иллокутивной силы высказывания. Этот подход является перспективным и для описания воздействия детских высказываний на взрослого.
Как известно, ребенок не владеет в совершенстве языковым механизмом, и взрослый приспосабливается к особенностям детской речи, но подчас взрослый может трактовать высказывание ребенка по-своему. Более того, он может оказаться под воздействием детского высказывания как выражения определенной иллокутивной силы в связи с определенной внеязыковой ситуации.
Иллюстрацией к этому может послужить следующая ситуация /Услышано мною - И.С./: Родители с маленьким ребенком гуляют по берегу моря. Сгущаются сумерки. Волна набегает и с шумом откатывается назад. Ребенок бежит за волной и кричит: «Ой, море, море, куда ты побежало?» Родители подхватывают: «Море, ты слышишь, море, твоим прибоем хочу я стать». Здесь привлекает внимание тот факт, что в сравнении с речевой системой взрослого ребенок использует не все возможности речеактовых характеристик, но одновременно в его высказываниях возникают смыслы, которые не встречаются у взрослых в повседневной жизни, а являются характерной чертой поэтического стиля. Эта система кодов дает возможность привлекать внимание собеседника к наблюдаемому явлению и его эмоциональной оценке.
Исследование в этом направлении предполагает решение большого количества задач, среди которых описание стратегий в овладении коммуникативными навыками, выяснение этапов коммуникативного развития и их характеристик.