Несмотря на многочисленность исследований в области оценки социальных и личностных свойств индивида, детерминирующих успешность его профессиональной реализации, работы, посвященные гендерным особенностям профессиональных компетенций, носят единичный и дискретный характер. Между тем для ряда профессий, преимущественно социономического типа, гендерная ассиметрия имеет принципиальное значение. Профессионально значимыми личностными качествами врачей независимо от профиля деятельности являются эмоционально-волевые свойства (Б.А.Ясько, 2005). Как известно, воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоления трудностей при достижении жизненных целей. Практический интерес в контексте формирования профессиональных компетенций на додипломной стадии образования представляет возможность дальнейшего развития волевой регуляции индивидом (путем преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные, обретением человеком контроля над своими действиями, выработки эмоционально-волевых качеств и т.п.). В связи с этим мы проводили исследование эмоционально-волевых свойств студентов старших курсов, с паритетным соотношением юношей и девушек в исследуемой когорте по методике Р.С.Немова, позволяющей определить три уровня рассматриваемых свойств.
Согласно полученным результатам, у большинства исследуемых (77,2%, р<0,05) отмечены показатели среднего уровня (М±m=19,7±0,23), являющиеся наиболее оптимальными для рассматриваемого профессионального поля. Лица с высоким уровнем регистрируются чаще, чем с низким - 15,7% против 6,1%, р≤0,05. Высокий уровень волевых свойств прогностически менее благоприятен, т.к. существует опасность увлечения индивидом волей в эгоцентристских целях (П.Мучински, 2005). Несмотря на традиционные представления о более выраженных волевых качеств у лиц мужского пола (А.Г.Маклаков, 2001), в нашем исследовании не отмечено достоверных гендерных различий в оценке рассматриваемых свойств, (р>0,05). В этой связи представляет интерес мнение Goktepe&Schneider (1989) о преобладании в ряде профессий лиц c фемининными гендерно-ролевыми характеристиками, подтверждение которого для рассматриваемого профессионального поля требует дальнейших исследований.