Клиническое мышление на современном этапе развития медицины - способ мышления, базирующийся на теоретических медицинских концепциях, объясняющий природу болезни, её клинические проявления и позволяющий сформулировать стратегию и тактику диагностики, лечения и профилактики. Его основа - интегративное соединение эмпирических наблюдений и результатов научных исследований в единый принцип оказания медицинской помощи. Клиническое мышление отражает эволюцию медицинской науки и меняется вместе с ней. Его формирование - это основная задача медицинского образования. Выделено четыре периода эволюции клинического мышления: эмпиризм (донаучный период), терапевтический нигилизм, клинико-диагностический (синдромальный), аналитико-доказательный (интеграция целостного и доказательного подходов). Синдромальная диагностика требовала изменения клинического мышления врача - распознавания совокупности клинических симптомов (на организменном уровне) для дифференциации нозологических форм. Синдромальный уровень мышления - преимущественно патогенетический, клинический, диагностический. Очередной виток эволюции клинического мышления отражает переход от организменного к популяционному уровню с оценкой качества и эффективности диагностических, лечебных и профилактических мероприятий. Успехи в борьбе с инфекционными болезнями не оправдались. Отмечается рост заболеваемости инфекционными болезнями, распространяются эпидемии. Установлена инфекционная природа некоторых онкологических и соматических заболеваний. Со второй половины XX века научные стандарты исследования распространяются и на сферу оценки методов лечения (доказательная медицина). Накапливаются данные о том, что теоретические предсказания эффективности лекарственных средств не всегда подтверждаются статистически при проведении рандомизированных контролируемых испытаний. Количественная оценка эффективности лекарственных средств и методов лечения внедряется в медицинскую практику, формируя новое направление исследований, получившее название - доказательная медицина. Её основа - проникновение научного подхода не только в диагностику, но и в клинику.
Происходит формирование нового уровня клинического мышления, требующего вертикальной интеграции медицинских знаний с горизонтальным охватом диагностики и терапии в единую систему. Этот период условно обозначен как аналитико-доказательный. Уровень развития современной медицины обеспечивает понимание основных механизмов регуляции функций организма, причин и механизмов различных заболеваний, создание передовых хирургических технологий. Достижения молекулярной медицины, медицинской электроники, иммунохимии, медицинской генетики, микрохирургии, космической биологии становятся достоянием практических врачей. Формируется новая клиническая парадигма: учитывают личность пациента, историю его жизни, семейное и социальное окружение, лечебную среду и др. На современном этапе развития медицины в традиционную парадигму клинического мышления необходимо включение принципа доказательной медицины. Врач, используя её методологический инструмент, обосновывает в рамках медицинского стандарта адекватный объём лечебных и профилактических мероприятий у конкретного пациента при данной патологии, что повышает качество жизни индивида. Одной из важнейших задач становится лечение конкретной нозологии при условии применения адекватных и эффективных медицинских технологий. Поэтому в учебный процесс необходимо внедрить как обязательный компонент изучение принципов доказательной медицины с межкафедральной интеграцией.