Чему нужно научить ребенка в детском саду? Каждый педагог скажет: «Играть!». Затем последует список тем для «изучения». Накапливая «нужные знания», забывая о том, что важнее сформировать у ребенка представление о времени. Возможно, кто-то со мной не согласен. Английский философ Уильям Хезлитт сказал: «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной». Категория времени не дана уму ребенка изначально. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. И этому есть свое объяснение: у времени отсутствуют наглядные формы, со временем нельзя совершать какие - либо действия, словесные обозначения времени условны и относительны. Несомненно, если ребенок к моменту поступления в школу не будет уметь читать и считать это, не очень хорошо, но в школе его этому обязательно научат. А вот если не научить его работать в определенном ритме, укладываться в определенное время, то в школе ему будет очень трудно. Поэтому необходимо научить детей ориентироваться во времени, чувствовать его, рационально использовать и ценить. Работа по развитию временных представлений требует четкой последовательности и системы. На месяц запланирована одна тема. Она является ведущей одного из занятий. В последующем идет ее углубление и закрепление во всех видах деятельности: познавательной, игровой, самостоятельной и т.д. Развивая чувство времени, часто использую соревновательный момент. Песочные часы, будильник, колокольчик - постоянные атрибуты. Создаю условия для применения знаний о времени в игровой деятельности.
Формирование временных представлений процесс длительный, результат отсрочен во времени, но для меня главное, что все мои воспитанники к моменту окончания детского сада свободно оперировали понятиями, умели определять время по часам, регулировать темп работы и одновременно следить за временем, ценить его. Благодаря этому они легко прошли сложный процесс адаптации к школе и не испытывают трудностей при обучении.
Это очень радует меня и свидетельствует о том, что используемая мною система работы оказывает влияние не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное становление.