Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблема обучения основам виктимологии и виктимологической профилактики в малом бизнесе актуальна на современном этапе. Хотя виктимологические идеи родились тысячелетия назад, но науки виктимологии не было. Факт возникновения виктимологии - явление далеко не случайное. Этому способствовали как объективные, так и субъективные условия.

Следует отметить, что в специальной отечественной и зарубежной литературе существует множество определений термина «виктимология». Более полная трактовка дана в «Социологическом энциклопедическом словаре»: "Виктимология (от лат victim - жертва и logos - понятие, учение) - учение о жертве, ее природе и роли в социальной и социально значимой ситуации. При этом ситуации могут быть самые различные: землетрясение, грозовой разряд, буря; отрицательные обстоятельства при массовых стечениях народа; ветхое состояние помещений, занимаемых людьми; криминальные ситуации с посягательством на личность, личное имущество и т. п.» (1, С.19).

 Зарождение виктимологии в науке связано с именем немецкого ученого Ганса фон Хентига и его всемирно известным трудом «Преступник и его жертва». Виктимологические проблемы изучали немецкие ученые М.Вольфганга, Г.Элленбергера, Г.Шульца, Х.Нагеля, Х.Кури, Г.Шнайдера, английские ученые М.Хау и П.Мейхью, японские ученые К.Миядзава и К.Уэд.

В нашей стране первые публикации по виктимологии появились в 60-х годах, по результатам проведенных виктимологических исследований. Сформулированные практические рекомендации, жизнь не востребовала. Отечественная виктимология приостановила свое развитие. Спустя более десятилетия ученые поставили на повестку дня вопрос о необходимости продолжения виктимологических исследований и разработки теоретических основ отечественной виктимологии. Виктимология вступила на новый виток своего развития. Она активно стала проникать в демографию, медицину, экологию, социологию, юридическую психологию, социальную психологию, социальную педагогику, политику, экономику и бизнес.

Последние исследования, как за рубежом, так и в нашей стране подтвердили истину: преступления могло бы и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предлагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику. Этот вывод служит основанием для внедрения науки виктимологии в образовательный процесс при подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.

Знание теоретических основ и прикладного характера виктимологии, а главное, средств и методов ее профилактики позволит выпускникам вузов не стать жертвой и выработать позитивные варианты поведения в криминогенной ситуации. Не зря народная мудрость говорит: «Вооружен, значит предупрежден».

В настоящее время рынок труда для выпускников вузов значительно расширился по сравнению с последним десятилетием прошлого века, но это не означает, что все молодые специалисты трудоустроены по специальности, полученной в вузе. Востребованность специалистов в рыночной экономике зависит от многих факторов: уровень подготовки, наличие вакантных должностей, размер заработной платы, обеспечение социальным пакетом, подготовка специалистов по заказам предприятий, общая культура, имидж специалиста, поведение на собеседовании, оценки успеваемости в приложении к диплому по специальным дисциплинам и т.д.

Авторское экспресс - исследование одного года выпуска (2003-2004 учебного года) специалистов трех технических вузов Сибирского Федерального округа показало, что из 200 выпускников только 16, что составляет 8%, открыли собственный бизнес. Трудоустроились на управленческую должность на предприятия малого и среднего бизнеса 35 выпускников (17,5%). На государственные предприятия пришли работать только 15 выпускников, что составляет 7,5%. Пришли в малый бизнес рабочими 32 инженеров, или 16%. Только трем из них обещан перевод на инженерную должность после работы в фирме от 6 месяцев до года. Нашли временную работу в торговле 38 выпускников (19%). Остальные пополнили армию безработных.

Практика показала, что работодатели подбирают себе специалистов, которые не менее чем на 85 - 90% способны выполнять функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. При деятельностном подходе работодатели оставляют на «доучивание» и адаптацию молодого специалиста менее 10% недополученной профессиональной компетенции.

 Выпускники вузов, чтобы открыть собственное дело, вынуждены проходить подготовку в системе дополнительного образования. Анализ программ ряда бизнес-инкубаторов и учебных бизнес-центров показал, что ставятся следующие задачи:

  • дать первоначальные сведения об основах предпринимательства,
  • познакомить с организацией и функционированием предприятий различных форм собственности,
  • сформировать экономическую культуру поведения специалиста.

Изучение основ предпринимательской деятельности дает необъективное представление о сущности частного бизнеса. У слушателей складывается впечатление, что самый легкий путь войти в рынок труда - это организовать собственное дело. Практика показывает, что созданию собственного бизнеса препятствуют много барьеров. Следует отметить, что ни одна программа не рассматривает основных проблем в организации и функционировании предпринимательских структур, не знакомит с факторами виктимизации предпринимательства. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность. Необходимо в учебный процесс вузов ввести курс по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» или «Виктимизация предпринимательства» (условные названия). В программу курсов должны войти все формы обучения: лекции, практические занятия, семинары, выполнение контрольных работ, написание рефератов и как форма итогового контроля - зачет по сертификационной методике. В программу, по мнению автора, должны быть включены проблемные и актуальные для практики темы (примерные формулировки): виктимология как наука, виктимность и акцентуация личности, профессиональная виктимность, виктимизация и преступность в бизнесе, виктимология предпринимательства, хозяйственно-правовая виктимология, виктимологические ситуации, предпринимательские риски, работа с представителями власти, защита коммерческой информации, бюрократия как фактор виктимизации, отечественный и зарубежный опыт виктимологической профилактики, виктимологическая техника, права жертв преступлений и т.д.

Следует отметить, что определенный опыт имеется в Украине, в Одесской национальной юридической академии. Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права разработала для будущих юристов дневного обучения ряд спецкурсов: «Виктимология», «Виктимологическая профилактика преступлений» и «Профилактика насильственных преступлений».

Среди основных факторов виктимизации предпринимателей, как показало авторское исследование, следует отметить несовершенство законодательства и налоговой системы, взяточничество на всех уровнях и административно-бюрократические барьеры, предпринимательские риски, нечестную конкуренцию, «откаты» как способ выживания, необоснованные проверки контролирующих организаций, письма администрации о «добровольной благотворительности», тайна о платежеспособности потенциального потребителя, неспособность защитить коммерческую информацию и т.д.

В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса в Сибирском Федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, не целенаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Этим можно объяснить небольшую численность владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе. В Сибирском Федеральном округе в настоящее время работает 98,9 тысяч предприятий. По регионам статистика выглядит так: Алтайский край - 13.2, Красноярский край - 11.1, Кемеровская область - 13.5, Новосибирская область - 26.7, Томская область - 7.4. Эти предприятия реализуют продукции и услуг на общую сумму 175685,2 млн. рублей: Алтайский край - 19006.6, Красноярский край - 19340.1, Кемеровская область - 26239.9, Новосибирская область - 39661.4, Томская область - 213527 млн. рублей [2, C.341].

Анализ результатов анкетирования начинающих бизнесменов показал, что основной проблемой в развитии их бизнеса является недостаток теоретических знаний и практического опыта по ведению бизнеса. Практически все учебные заведения высшего профессионального образования дают знания только по основам предпринимательства, что явно не соответствует требованиям времени. Курсы по основам предпринимательства ставят своей задачей познакомить студентов с содержанием деятельности предприятий различных форм собственности, с основами бизнес - планирования, менеджмента, налогообложения и маркетинга. Ни одна учебная дисциплина не предусматривает изучение виктимологических аспектов предпринимательства, которые отрицательно влияют на результаты собственного бизнеса. Начинающие бизнесмены в первый год, от бизнес - идеи до воплощения, практически столкнулись со всеми факторами виктимизации. Среди них молодые предприниматели назвали административные барьеры (волокитство и взяточничество чиновников), поборы милиции, недостаток финансовых средств на защиту информации и «крышу», неумение предвидеть предпринимательские риски и незнание как предупредить их, нечестность конкурентов, поставщиков и потребителей. Как предотвратить и противостоять этим негативным явлениям может познакомить студентов предлагаемый курс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Социологический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. -488 с.
  2. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб. - М.: Росстат, 2005. - 725 с.

Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007 г., Кемер (Турция). Поступила в редакцию 20.07.2007.