Гуманистическое образование рефлексивно в целом, поскольку для обращения его к человеку необходимо постоянное его переосмысление. Рефлексивна и образовательная обучающая система. Для всей ее работы, начиная с проектирования и организации, формирования и осмысления и описания задачи, ее последующего решения и определения правильности решения, выполняемой интеллектами педагогов и учащихся, включенных в систему, существенно необходима рефлексия как средство обратной связи, особенности которой позволяют выделить соответствующие им интеллектуальные системы: продуктивные, выдающие интеллектуальный продукт: гипотезы, модели, программы; коммутативные, повышающие уровень учебно-воспитательной работы; организационные - системы, создаваемые для поддержания организационных структур.
В сознании индивида рефлексивный слой разделяет бытийный и духовный и присутствует только у человека. Благодаря рефлексии возможно самопознание "я", рефлексия начинается с понимания (простейший акт рефлексии) и переходит на предельном по обобщенности уровне в философию. Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, раскрывающая специфику его духовного мира.
Поскольку интеллект согласовывает человека со всей окружающей его средой, то естественнонаучное образование, развивающее интеллект и раскрывающее пути познания себя как составляющей части Природы, мы рассматриваем как соответствующее гуманистической парадигме средство развития интеллекта, содержащее в себе метод согласования человека с природой.
Обращение интеллектуальных способностей на познание себя помогает личности наиболее полно раскрыть свои духовные возможности. На этом пути происходит согласование "интеллекта" человека с его "душой", самосогласование личности, ее равновесный устойчивый генезис. Самопознание обеспечивает ей наиболее глубокое и наиболее тонкое проникновение в природу, где она находит истину и норму, необходимую для ориентирования во внешнем информационном пространстве. Наставником в таком движении должен быть специалист, владеющий определенным методом
Проблема рефлексивности образования является предметом исследования развивающейся науки - философии образования. В процессе разработки новых направлений философии образования стала очевидной необходимость включения в содержание высшего университетского образования той части философии образования, которая формируется как парадигма этой науки. Более того, во всем содержательном объеме новой философии образования выделяется модель гуманистической философии образования, на основе которой возможна продуктивная разработка проблем образования, связанных с систематизацией научного знания, интеграцией науки и образования, проектированием новых систем образования, научным обоснованием и освоением высоких технологий в образовании.
Ценность гуманистической философии образования в том, что она направлена на осмысление образования, формирования, развития конкретного человека. Решение этой задачи требует внимания к личностному развитию молодого человека в системе университетского образования. Значимость самой философии образования определяется необходимостью решения актуальных проблем философской рефлексии существующих теории и практики образования.
Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007 г., Кемер (Турция). Поступила в редакцию 04.07.2007.