Актуальность проблемы: в Российской Федерации прерывается каждая пятая желанная беременность, что приводит не только к медицинским, но и демографическим потерям - в стране не рождается 180 000 желанных детей. Недоношенность составляет 40-80% в структуре причин перинатальной смертности (Кулаков В.И., 2005). Актуальны вопросы взаимосвязи иммуннологических факторов невынашивания беременности с гормональными.
Цель исследования: изучить содержание и соотношение про- и противовоспалительных цитокинов в сыворотке крови беременных с угрозой преждевременного ее прерывания на фоне различных методов лечения.
Материал и методы исследования: обследовано 36 беременных с угрозой прерывания беременности. Из них 15 беременным с угрозой прерывания беременности была проведена комплексная сохраняющая терапия без назначения прогестерона - 2-я группа и 21 беременным проводилась вместе с комплексной терапией гормональная терапия (натуральным прогестероном - утрожестаном по схеме) до 33-34 недель беременности - 3-я группа (основная группа). Контролем служили 15 женщин с нормально протекающей беременностью - контрольная группа. Группы были репрезентативны по возрасту (средний возраст 28,3 ± 2,11 лет), сроку беременности 28,3 ± 2,01 недель. Всем беременным женщинам проведены общеклинические и специальные методы исследования, ультразвуковое исследование, а также лабораторные методы определения цитокинов и гормонов в плазме крови.
Результаты и их обсуждение
Проведенные
исследования показали, что при физиологической беременности уровень
ИЛ-1β в сыворотке крови женщин составил 58,3
± 3,59 пг/мл, ИЛ-4 111,4 ± 5,34 пг/мл и соотношение ИЛ-1β/ИЛ-4 0,54 ±
0,051 пг/мл. Угроза преждевременного прерывания беременности сопровождается
значительным повышением провоспалительного цитокина ИЛ-1β и снижением противовоспалительного
ИЛ -4., что способствует активации цитотоксических иммунных реакций и может
привести к «отторжению» плаценты и/или плода. Применение стандартной сохраняющей
терапии без использования прогестерона не приводило к нормализации соотношения
интерлейкинов, что является фактором риска преждевременного прерывания
беременности. Применение прогестерона ряда
существенно снижало содержание ИЛ-1β и в большей степени повышало уровень ИЛ-4,
что может привести к снижению активности цитотоксических лимфоцитов и тем риска
преждевременного прерывания беременности.
Заключение
Полученные данные подтверждает предположение о том, что положительное влияние утрожестана заключалось не столько в прогестерон-заместительном действии, а в его влиянии на соотношение Th-1/Th-2 и увеличении количества противовоспалительных и снижению провоспалительных цитокинов.
«Уникальность процессов беременности заключается не только в преодолении трансплантатом иммунных механизмов, но и в становлении новых эндокринных взаимодействий, обеспечивающих нормальное сосуществование и развитие двух разных организмов..... Все большая интеграция иммунологии и эндокринологии открыла в последнее время ряд важных закономерностей, определяющих тесную взаимосвязь иммунной и эндокринной систем.» (Н. Н. Кеворков и соавт., 1993).