Достаточно эффективным инструментом анализа может служить выделение двух полюсов медицины - физического и информационного. С такой точки зрения физические заболевания возникают из несоответствия физической мощности организма мощностям средовых событий. Возникновение заболевания в этом случае всегда связано с зависимостью к внешним воздействиям. Изучение таких заболеваний концептуально просто при знании закономерностей средовых воздействий. Однако практически осуществить это очень тяжело. То же самое можно сказать о лечении этих заболеваний: что нужно сделать, исправить в каждом отдельном случае понятно, но как это сделать оказывается порой неразрешимой задачей. Совершенно иная, диаметральная ситуация на другом полюсе спектра болезней. Возникновение патологии здесь не связано с физической природой носителя информации, и тем более с физической мощностью болезнетворного фактора. Здесь важна сама информация, запускающая каскад функциональных, а затем структурных нарушений, формирующих клинику психосоматических заболеваний. Информация, применительно к биологическим объектам - это сигнал о состоянии или изменении состояния организма, или его отдельных органов и систем, а развитие болезни зависит от характера нарушений информационного процесса, возникающих в самом организме. Статистической зависимости между фактором и результатом здесь нет. Соответственно, какими изменениями, каких параметров среды можно её оптимизировать и таким образом противостоять развёртыванию процесса совершенно не ясно. Аналогична ситуация и с лечением. Что именно нужно исправить, чаще всего очень спорно и непонятно, зато как это сделать лучше всех знает шаман или колдун. При этом незнание, что именно нужно корректировать, если этиология окончательно не установлена, относится больше к официальной медицине. Парамедицина знает всегда. Однако поскольку она не представляет единого концептуального целого - это знание относительно. Оно зависит от системы координат, в которых ощущает себя самого и своего пациента каждый целитель. Но таких систем несчётное количество, поэтому говорить об объективном знании здесь не приходится.
Приняв предложенную дихотомию (физические и психосоматические заболевания) можно наметить возможные пути преодоления перечисленных и других подобных сложностей. В основе лежит признание пато- и саногененной роли информации как таковой вне зависимости от материальных свойств носителя. Каждому индивидууму внутренне присуща высокая степень разнообразия - биохимического, физиологического и духовного. Следовательно, путь понимания природы здоровья современного человека, его освобождение от многих болезней лежит через постижение его индивидуальных информационных особенностей.
Показано, что любую болезнь и патологический процесс можно рассматривать как нарушение процесса информации. Выявлено, что нарушение восприятия информации может быть обусловлено повреждением рецепторного аппарата клеток при гипертонической болезни; изменение их чувствительности к гормонам приводит к прогрессированию сосудистой гипертензии. При повреждении трофических нервов нарушается передача информации в тканях. Нарушения обработки и хранения информации в биологической системе характеризуются изменением распознающих механизмов, что отражается в дефектах генома, приводящих к неправильной обработке поступающей в клетки информации и возникновению патологических процессов, проявляющихся опухолевыми болезнями, иммунодефицитными и аллергическими состояниями, сдвигами обмена веществ, нарушением гормональной регуляции. Нарушения сердечного ритма связаны с повреждением эффекторов и с патологией реализации информации.
Таким образом, формирование патологических систем в развитии болезни связано с нарушениями информационного процесса и адаптации организма. Дальнейшее изучение механизмов физиологических и патологических реакций на основе теории информации, компьютерное моделирование физиологических и патологических механизмов, их корреляция с последующей проверкой на биообъекте могут быть весьма полезны в разработке на этой основе новых эффективных методов лечения.