Тексты мунажатов представляют собой не поэмы и стихи, объединенные в отдельную книгу, а самостоятельно существующие, различные по объему стихотворные произведения, написанные как профессиональными поэтами, так и отдельными представителями из народа, которые обычно подражали первым. Исполнители поют мунажаты, читая тексты по книге либо рукописной тетрадке.
Одно из первых упоминаний о мунажате мы находим в поэме ХVI века «Нури Содур» («Лучи души») Мухамедияра в разделе «Рассказ Мусы». Первое подробное описание мунажатов с нотными образцами и текстами дается С. Рыбаковым в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», изданной в 1897 году.
Генетические источники текстов мунажатов уходят корнями в глубокую древность. В немногочисленных произведениях древнетюркской поэзии, которые дошли до наших времен, встречается множество текстов без названия «мунажат», но очень близких по тематическому содержанию текстам наших мунажатов. Особенно близко родство «Элегии на смерть неизвестного героя» из тюркского поэтического памятника ХI века «Диван лугат ат-турк» Махмуда ал-Кашгари и текста мунажата этой же тематической направленности «Ай-џай, ачы њлемдер» - «Ой-ой, горька смерть» из материалов фольклорной экспедиции 1971 года по Ульяновской области.
Теснейшая связь текстов мунажатов с образцами древнетюркской поэзии свидетельствует о древности мунажата как жанра. Конечно, среди мунажатов встречаются тексты и более поздние по происхождению, часто написанные в подражание старым образцам, но древность происхождения некоторых из них не вызывает сомнения. Возможно, что в некоторых случаях текст мунажата «старше» напева. Такая консервация текстов объясняется многовековой традицией письменной фиксации стихов.
В тематическом отношении мунажаты - жанр многоплановый. Основные направления содержания мунажатов: лирико-философское, лиро-эпическое и лирико-драматическое. Особое распространение имеют мунажаты лирико-философской направленности, включающие мотивы жалобы, раздумий о жизни; рассуждения о бренности земного существования, назидания. Часто в одном мунажате одновременно переплетаются несколько указанных выше мотивов. Мунажаты с текстами лирико-эпического плана носят повествовательный характер, рассказывая о житие пророка или какого-либо святого. Особый интерес представляют мунажаты лирико-драматического характера, растворившие в себе традиции языческих обрядов-плачей по умершим. Если мунажаты другой тематической направленности исполняются в собраниях пожилых людей после меджлиса - угощения гостей и чаепития, то эти мунажаты поют, собравшись специально помянуть кого-либо из умерших членов семьи.
Все тексты мунажатов объемны, они включают в себя до пятнадцати и более четверостиший. Наличие текстов религиозного склада, частое упоминание бога, преобладание пессимистического настроя в мунажатах-жалобах обусловило соответствующее отношение к мунажату татарских литературных кругов. Отрицательное отношение распространилось и на напевы, сопровождающие тексты мунажатов. Долгое время они находились как бы под негласным запретом. Многие татарские композиторы обходили стороной этот богатейший в мелодическом отношении пласт. Только в семидесятые годы возник интерес к напевам мунажатов, в результате чего стали появляться произведения, в той или иной степени претворяющие традиции этого жанра. Так, в 1975 году в Союзе композиторов Татарии, а позднее в концертах ХIV Пленума СК ТАССР была показана вокально-симфоническая поэма А. Монасыпова «В ритмах Тукая», некоторые части которой впитали в себя метроритмические и интонационные особенности напевов мунажатов. В концертах этого же пленума было впервые исполнено новое произведение Ш. Шарифуллина - Концерт для хора а´capella «Мунажаты», представляющий сложную семичастную конструкцию, выполненную на основе напевов, используемых здесь вместе с текстами.
Перестройка внесла свои коррективы и в фольклористику тоже. Теперь этот жанр стал даже «модным»... Вот только никаких исследований о нем как не было, так и нет. А немногочисленные нотные публикации пестрят ошибками в оформлении ритмики - очень уж размеры необычные. А ведь несомненна большая художественная значимость этого жанра, составляющего неотъемлемую часть песенной культуры татар Среднего Поволжья и Приуралья.