Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Оксид азота (NO) обладает широким спектром биорегуляторных эффектов. Он является одним из наиболее мощных вазодилататоров. NO опосредует сосудорасширяющие эффекты эндотелиийзависимых вазодилататоров (ацетилхолина, брадикинина, гистамина и др.), тормозит образование эндотелиального сосудосуживающего фактора - эндотелина-1 и высвобождение норадреналина окончаниями симпатических нейронов. Стабилизируясь, он может выполнять ауто- и паракринные функции. NO стимулирует синтез фактора роста и ангиогенез, но тормозит пролиферацию и миграцию гладкомышечных клеток, влияет на апоптоз, поддерживает нормальную структуру сосудистой стенки.

Вызываемая дефицитом оксида азота (NO) дисфункция сосудистого эндотелия играет существенную роль в патогенезе ишемической болезни сердца (ИБС), а также атеросклеротического поражения сосудов. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные  клинические и экспериментальные исследования. В различных клеточных структурах, в том числе кардиомиоцитах, содержатся три изоформы синтетаз NO - эндотелиальная (eNOS), индуцируемая (iNOS) и нейрональная (nNOS).

Ряд прямых и косвенных данных свидетельствуют о снижении экспрессии eNOS и концентрации NO при ИБС и сердечной недостаточности. Роль iNOS и nNOS не является столь однозначной как eNOS. Можно думать о различиях  в пространственной локализации, физиологической регуляции и NO-генерирующей способности этих двух изоформ NOS, а также о различной выраженности оксидантного стресса, способствующего развитию апоптоза. Экспрессия iNOS в кардиомиоцитах возникает только в ответ  на вызываемую цитокинами или биологическим стрессом (типа ишемии или реперфузии) индукцию этой изоформы.

Показано, что лейкоцитарная iNOS оказывает повреждающее действие на кардиомиоциты; однако экспрессия её в последних обладает протективным, защищающим структуру и функцию этих клеток эффектом, в том числе их β-адренергическую реактивность. Можно полагать, что различия в характере воздействия NO на лейкоциты и кардиомиоциты зависит от количества генерируемых в них (значительно больше в лейкоцитах) свободных радикалов кислорода. Кардиотропные эффекты NO широки. Помимо известного расширения им коронарных сосудов, NO оказывает положительный инотропный эффект, ускоряет релаксацию, укорачивает период сокращения миокарда, улучшает его растяжимость в диастоле, тормозит митохондриальное дыхание, изменяя механоэнергетическое сопряжение. Снижение уровня NO в миокарде вызывает существенное нарушение его кардиотропных эффектов.

Характер действия NO на сократимость миокарда описывается двухфазной кривой: низкие концентрации NO, которые имеют место в нормальных физиологических условиях, то есть без стресса, оказывают  положительное инотропное действие, в то время как высокие концентрации его вызывают негативное инотропное влияние. При этом предшествующая β-адренергическая стимуляция сдвигает нисходящее колено отмеченной бимодальной кривой влево, так что негативный инотропный эффект становится более выраженным. В эксперименте и в клинике показано, что вызываемая ишемией миокарда недостаточность сердца не сопровождается индукцией iNOS. Благоприятный эффект дефицита iNOS на постинфарктное ремрделирование миокарда и развитие недостаточности сердца обусловлены компенсаторной активацией в данных условиях eNOS.