Индивидуальные особенности бизнеса и стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления интегративной частью бизнеса приводит к постоянному поиску оптимальных форм объединения путем выбора и сочетания имеющихся организационных, экономических, юридических подходов.
Все формы интегрирования предприятий по критерию экономического содержания могут быть определены как «жесткие» (прямое управления) и «мягкие» (слабое взаимодействие).
В результате выполненного анализа были выявлены основные характеристики различных форм объединения, на которые целесообразно опираться при выборе формы объединения в каждом конкретном случае.
Характерной особенностью объединения предприятий в сети является возникновение синергетического эффекта, когда кроме основной стратегической цели объединения возникает ряд сопутствующих позитивных последствий. Поэтому представляется затруднительным в каждом отдельном случае объединения определиться во всей совокупности мотивационных начал. Тем не менее, можно выделить основные стратегические цели объединения. В этом случае появляется возможность сопоставить стратегические цели с возможностями, возникающими при объединении.
Основными целями объединения могут быть: снижение конкуренции за счет поглощения предприятий конкурентов; повышение экономического статуса и делового имиджа; получение стратегических преимуществ в сбыте и/или снабжении за счет объединения с ведущими предприятиями в области реализации; создание входных барьеров на пути неконсолидированных конкурентов (в том числе и на зарубежных рынках); получение синергетического эффекта за счет роста рыночной мощи (мотив монополии); разделение сфер влияния с объединяемыми предприятиями; консолидация инвестиционных ресурсов при реализации крупных проектов; новые рынки сбыта; расширение доли рынка путем ценовой интервенции за счет объединения с предприятиями позволяющими снизить затраты на разработку и продвижения продукции; расширение доли рынка путем ценовой интервенции за счет сокращения издержек из-за повышения масштабности производства; компенсация колебаний рыночной конъюнктуры диверсификацией производства участвующих в объединении предприятий; компенсация колебаний рыночной конъюнктуры за счет возможности проведения гибкой ассортиментной политики в соответствии с колебаниями и изменениями спроса; расширение ассортимента продукции (услуг); закрепление сырьевых источников; получение льгот и преференций от государства; консолидация нематериальных активов (научно-патентного потенциала) объединяемых предприятий; разделение затрат и рисков; распространение лучшего опыта (стиля, методов и т. д.) на весь персонал участвующих в обобщенной части деятельности предприятий; повышение скорости реакции на конъюнктурные изменения за счет использования обобщенных информационных технологий; сокращения срока вывода инновации на рынок и/или получения быстрого доступа к новым рынкам, технологиям и исследовательским решениям; органическое включение инновационных компонентов в сеть взаимодействующих субъектов; приобретение новых технологий; сокращение транзакционных издержек, затрат на управления и производственных затрат; снижение потребности в оборотных средствах за счет перехода на внутренние взаиморасчеты; повышение эффективности использования финансовых ресурсов за счет повышения оборачиваемости части средств направляемых на совместную деятельность (например, путем уменьшения платежей по НДС при передаче продукции между предприятиями участвующими в процессе изготовления конечного совместного продукта по заниженной цене); снижение налоговой нагрузки; использование комбинированных взаимодополняющих ресурсов, возможность использования избыточных фондов; привлечение заемных средств на более выгодных условиях за счет повышения кредитного рейтинга объединяемых предприятий; диверсификация производства; снижение рисков не реализации продукции, не поставки сырья и др.; повышение эффективности управления бизнесом за счет заимствования лучшего опыта среди объединяемых предприятий; реструктуризация промышленности при сильной концентрации производства и монополизации рынков; контроль государства за деятельностью предприятий, получение платежей в бюджет; сохранение управляемости жизненно важными отраслями; сохранение управляемости в звене «предприятие-объединение» в рамках традиционных хозяйственных связей, предотвращение распада уникальных производственно-технологических комплексов; усиление рыночной мощи для повышения конкурентоспособности отраслей, предприятий при депрессивном состоянии отдельных секторов экономики; сохранение региональных отраслевых комплексов, обеспечение выживаемости предприятий региона; приобретение предприятий для последующей их продажи «дороже» (мотив продажи «вразброс»); консолидация капитала для совместного инвестирования.
Анализ данных позволяет заключить, что к объединению предприятия «подталкивают» не только внутренняя потребность, но и в преобладающей степени факторы внешней среды.
Межфирменная кооперация развивается по всей цепочке создания ценностей. Между тем наиболее быстрый рост партнерств отмечается в научных исследованиях и разработках.
Основной причиной объединения предприятий, связанных участием в производстве общих изделий (услуг) в виде слияний и поглощений (вертикальная интеграция в жесткой форме), является реструктуризация предприятий и стремление получения и/или усиления синергетического эффекта возникающего: за счет экономии, обусловленной масштабами деятельности, экономии на затратах по рекламе, товародвижению, поддержанию оптимального размера запасов и т. д.; комбинированием взаимодополняющих ресурсов; минимизацией транзакционных издержек; возрастанием рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии); взаимодополняемостью в области НИОКР. Кроме того, мотивационным началом является рост капитализированной стоимости объединенной компании, стремление к повышению качества управления, устранение причин неэффективности, желание снизить налоговую нагрузку, возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов, мотив продажи «вразброс», стремление повысить политический вес руководства компании и личные мотивы менеджеров.
Одной из распространенных предпосылок вертикальной интеграции предприятий является стремление к минимизации транзакционных издержек, которые могут быть существенно сокращены и даже предотвращены в случае, если экономическая координация осуществляется не с помощью рынка, а внутри холдинга, где действует административная система управления.
Горизонтальная интеграция позволяет минимизировать предпринимательские риски, а иногда свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников.
Диверсификацию риска и возможность опосредовано воздействовать на партнеров обеспечивает диагональная интеграция (объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции).
Достигнуть некоторого компромисса между требованиями минимизации упущенной выгоды и минимизации издержек, в том числе транзакционных, позволяет комбинированная интеграция (одновременно вдоль технологической цепочки и по параллельным видам продукции).
Чем «мягче» форма объединения, тем выше («жёстче») требования к системам управления обобществленной частью деятельности.
К числу наиболее значимых тенденций, сложившихся за последние десятилетия, обуславливающих интеграционные процессы в мировой экономике, можно отнести:
- интеграция капитала и производства во всех отраслях экономики, причем темпы интеграции постоянно возрастают. Объединение промышленного и банковского капитала приводит к образованию качественно нового капитала, ориентированного в основном на работу в определенных отраслях промышленности;
- перераспределение собственности в пользу акционерного и корпоративного владения;
- развитие международной интеграции, образование транснациональных компаний из национальных производственно-финансовых объединений;
- усиление роли государственного регулирования по мере роста экономического уровня.
Приведенные тенденции распространяются на все отрасли промышленности, однако интенсивность и особенности их проявления зависят от отраслевой специфики.