Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина - ставит перед высшей школой серьезные и разнообразные требования, выполнение которых требует инициативы и ответственности каждого участника образовательного процесса.
Любой учебный процесс ориентируется на передачу знаний от педагога обучающемуся, успешное их накопление и последующее активное применение на практике. Прочные знания можно приобрести лишь самостоятельно, поэтому основная задача преподавателей состоит в побуждении обучающихся к самостоятельной работе и в создании условий для наиболее рациональной ее организации.
В современных условиях возникает устойчивая тенденция изменения организации учебной деятельности студентов: сокращение аудиторной нагрузки и возрастание доли самостоятельной работы студента, что в педагогической практике проявляется в переносе центра тяжести в обучении с преподавания на учение, т. е. систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента, акценте на управлении самостоятельной работой студентов (СРС).
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучаемых. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской обучаемых. Применение инноваций в образовательном процессе направлено на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Инновационная деятельность Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт экономики и управления» (АНО ВПО «ИЭУ») ориентирована на разработку, апробацию и внедрение в практику обучения современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.
Ведущая роль в научно-методическом обеспечении данной деятельности и в отслеживании процесса внедрения инноваций принадлежит Учебно-методическому совету. На кафедрах в рамках методической работы проводятся проверки обеспеченности материалами для СРС, их содержание, назначение и актуальность данного вида СРС, временной регламент выполнения СРС, формы проведения и контроля, критерии оценки. При разработке УМК дисциплин необходимо учитывать психологические условия успешности самостоятельной работы, индивидуализацию самостоятельной работы с выделением во всех задачах и заданиях обязательной и творческой части, возможностью использования информационно-компьютерных технологий, электронных учебных пособий и т.п.
Организация самостоятельной работы студентов преподавателями по определенной дисциплине направлена на подготовку в рамках учебно-методических комплексов методических рекомендаций по планированию и организации самостоятельной работы, разработку и выдачу заданий по СРС, организацию консультаций по выполнению текущих и итоговых заданий, контролю хода выполнения и результатов самостоятельной работы.
На наш взгляд, одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед преподаванием в вузе, является его совершенствование в направлении активизации самостоятельной работы студента под руководством преподавателя. Можно значительно усилить качество СРС за счет грамотного использования информационных технологий. Преподавателями института разработаны авторские электронные курсы лекций и различные виды дидактических материалов, которые предназначены для использования в локальной сети института и сети Интернет.
Каждый студент института имеет доступ к данным материалам, как в учебном кабинете, так и дома через использование возможности сети Интернет посредством персонифицированного обращения к соответствующим разделам образовательного портала. Например, на первых аудиторных занятиях преподаватель прочитывает первую обзорную лекцию по курсу, дает рекомендации студентам по изучению материала, подготовке индивидуальных заданий. Студенты, получив тексты лекций и задания для самостоятельной работы в электронном виде, изучают материал, при необходимости получая консультации по электронной почте или при встрече с преподавателем. На следующем аудиторном занятии происходит обсуждение изученного материала, тестирования с целью проверки качества усвоения материала, проведение обзорной лекции и так до окончания курса, после чего проводится контрольное занятие в форме зачета или экзамена. Преподаватель сам определяет количество часов, отводимых на каждую тему, при этом имеются темы, которые полностью передаются на самостоятельную работу.
В ходе самостоятельной работы студент может: освоить теоретический материал, осуществляя конспектирование и реферирование; закрепить знания теоретического материала решением задач, выполнением контрольных и курсовых работ, отвечая на тесты; применить полученные знания подготовкой к дискуссии, деловой игре.
Необходимо вести оперативную оценку и контроль знаний студентов с целью выявления: пробелов усвоения программного материала для коррекции учебного материала, всесторонней помощи обучающимся; качества усвоения части программного материала или всей учебной программы. Основными функциями контроля знаний являются: обучающая и проверочная, методическая, развивающая, воспитывающая, корректирующая. К основным оценочным критериям могут быть отнесены: объем усвоенных знаний (основная часть программы, без усвоения которой невозможно продолжать обучение, полный объем программного материала, дополнительно изученный материал), умение использовать приобретенные знания, наличие элементов творческого мышления.
Использование данной технологии позволяет существенно интенсифицировать процесс обучения и проводить подготовку специалистов на новом качественном уровне, в т.ч. на базе сетевых технологий. Сочетание традиционных технологий обучений с дистанционными прививает студентам навыки самостоятельной работы, и, что психологически важно, остается живое общение студентов с преподавателями, что необходимо для воспитания и развития личности обучаемого. Современное обучение является интегративным процессом, которое использует все разнообразие новых технологий синтеза и передачи необходимых знаний.
Обобщение опыта показало, что у студентов, активно использующих информационные технологии в обучении, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Самостоятельная работа не только помогает студенту успешно владеть программным материалом, приобрести навыки и умения профессиональной деятельности, она вырабатывает потребность к постоянной работе над собой, к расширению кругозора, к постоянному самообразованию и самовоспитанию.
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 11-13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 02.04.2010.