Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Ценности занимают у современной молодежи ведущее место в формировании жизненных стратегий: образовательно-воспитательных, профессионально-трудовых, семейно-бытовых, духовно-нравственных и т.д. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа [5]. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Социологические опросы в среде российской молодёжи показывают, что в целом большинство её, примерно 70%, имеет главные цели в жизни. Среди множества таковых: получить хорошее образование стремятся, например, 13,9% респондентов; устроиться на хорошую работу - 12%; иметь хорошую семью - 11,3%. Здесь же, приобрести дорогие вещи желают 21,3% (1500 опрошенных студентов в 21 субъекте РФ, по данным ЦИОМ РСС, 2004 г.). В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры. И, тем не менее, молодые семьи составляют значительную часть российских семей (около 20 миллионов граждан России, 2006г.) семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых браков - первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации молодежи, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью [4].

Перемены, произошедшие в России в последнее время, безусловно, отразились на мировоззрении современных людей. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции, привнесенные из родительских семей в молодую семью. Сегодня, важные для молодежи ценности самореализации, перерастают в формирование и сохранение материального благополучия своей семьи. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества [1, 2, 3].

Молодая семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо этих изменений как в фактическом состоянии семьи. Констатация фактических перемен, происходящих с молодой семьей, отражает лишь одну сторону обсуждаемых нами процессов. Возникает необходимость взглянуть на них с субъективной стороны, т.е. выяснить, в какой мере эти перемены и новые факторы интериоризированы субъектами и получили ценностное признание с целью совершенствования государственной семейной и молодежной политики в отношении молодой семьи.

Цель настоящего исследования - дать оценку особенностей развития иерархии семейных ценностей на примере изучения молодых семей в Республике Хакасия.

Материалы и методы

В работе использовались методы: метод проспективного когортного исследования, выкопировки данных, интервьюирования. В соответствие с целью исследования, нами определена единица наблюдения - молодая семья, в которой старший из супругов не достиг 20 летнего возраста и брак зарегистрирован в 1997 году. Срок наблюдения за молодыми семьями - 10 лет. На фоне анализа отличительных особенностей семейных ценностей родительских семей анализируется изменение особенностей семейных ценностей молодых семей за 10-ти летний период брака. Исследованы 395 молодых и 790 родительских семей.

Опираясь на данные, полученные в ходе социально-гигиенического исследования молодых семей в Республике Хакасия ниже будет представлен анализ отличительных особенностей семейных ценностей родительских и молодых семей. Рассматривались такие параметры отношения респондентов к семейным ценностям, как ценностям, которые можно условно разделить: на материальные (материально обеспеченная жизнь, жилищные условия, социальный статус, престижная работа) индивидуальные (питание, оздоравливание, одежа и отдых) и духовные (здоровье, ценность семьи, детей, духовности).

Результаты и обсуждение

В верхней части иерархии ценностей расположились материальные ценности семьи (табл. 1).

В отличие от родительских семей, где материально обеспеченная жизнь является основной материальной ценностью семьи, в молодых семьях выделяется различие значимости первых двух критериев в первые 4 года брака и с 5 по 10 годы брака. Выявлено доминирование ценности жилищных условий и материального обеспечения над престижной работой и социальным статусом, что, несомненно, связано с зависимость молодой семьи от родителей в период прохождения этапа получения образования и первичной социализации. Изначально обучаются в 38%, зависят материально в 62,78%, проживают с родителями в 56,7% и в общежитии в 32,3% молодых семей.

В средней части иерархии ценностей расположились индивидуальные ценности семьи (табл. 2).

Таблица 1. Характеристика материальных ценностей родительских и молодых семей (групповой ранг)

Материальные семейные ценности

Родительские семьи

Молодые семьи

на момент образования молодых семей

1 год брака

2-4 годы брака

5-7 годы брака

8-10 годы брака

материально обеспеченная жизнь

1

2

2

1

1

жилищные условия

4

1

1

2

2

престижная работа

2

3

3

3

2

социальный статус

3

4

4

4

4

Таблица 2. Характеристика индивидуальных ценностей родительских и молодых семей (групповой ранг)

Индивидуальные семейные ценности

Родительские семьи

Молодые семьи

на момент образования молодых семей

1 год брака

2-4 годы брака

5-7 годы брака

8-10 годы брака

питание

9

11

11

11

11

одежда

12

10

10

10

10

оздоравливание

10

12

12

12

12

отдых

11

9

9

9

9

Высокая потребность в самовыражении у молодежи характеризуется доминированием в иерархии индивидуальных ценностей в полноценном, с точки зрения молодежи в обеспечение условий для полноценного досуга и отдыха всех членов семьи (в виде путешествий, развлечений, праздников, участия в спортивных мероприятиях и т.д.) и возможности самовыражения в одежде (так молодежь развивает эстетический вкус, индивидуальную культуру и самоутверждается), тогда как родители (носители опыта более старшего поколения) предпочитают хорошее (полноценное с их точки зрения) питание и оздоравливание (в условиях курорта или санатория).

В нижней части иерархии расположились духовные ценности семьи (табл. 3).

Их характеристика имеет значительные отличия в критериях здоровья членов семьи и ценности самой семьи у родителей, тогда как молодежь выделяет основной ценностью саму семью и в последующем детей и здоровья. У молодежи духовность выделена как самый низкий групповой ранг, в отличие от родителей.

Таблица 3.  Характеристика духовных ценностей родительских и молодых семей (групповой ранг)

Духовные семейные ценности

Родительские семьи

Молодые семьи

на момент образования молодых семей

1 год брака

2-4 годы брака

5-7 годы брака

8-10 годы брака

здоровье

5

6

6

7

7

ценность семьи

8

5

5

5

5

детей

7

7

7

6

6

духовности

6

8

8

8

8

Выводы

Таким образом, ведущие групповые ранги в общей системе ценностей в основном занимают материальные ценности, как в родительских, так и молодых семьях. Различиями являются другое отношение молодежи к индивидуальным и духовным ценностям, что, скорее всего, характерно для потребностей молодежного возраста и незрелости семейной системы, чем в изменении их статусности. Следовательно, ценностью этих отличий является своеобразная реакция молодежи к становлению семейных ценностей молодой семьи в современных социальных условиях. Такое распределение рангов значимости ценностей-целей, возможно, во многом обусловлено наличной социально-экономической ситуацией в современной России.

Список литературы

  1. Латышевская Н.И., Давыденко Л.А., Мандриков В.Б. Организация мониторинга образа жизни... // Гигиена и Санитария, № 6, 2004, с. 31-32.
  2. Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования - образование в мире, № 3 (11), 2003, с. 3-19.
  3. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб.: Изд-во Балтийской педагогической академии, 1999.
  4. Шестой ежегодной демографический доклад», ЦДЭЦ ИНП РАН, 1999, с. 29.
  5. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность. // Мир психологии, № 1, 2000, с. 54-68.