Молодежный возраст - период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования собственного мировоззрения, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи. Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации молодежи, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок - задача государственной молодежной семейной политики [8]. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Согласно государственным документам в определении молодой семьи должны выделяется: обязательная регистрация брака, продолжительность совместной жизни (без детей - до 3-х лет, с детьми - без ограничения продолжительности брака) и границы возраста супругов - до 30 лет [3, 4], а с 2006 года возраст обоих или одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет [5].
Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики [7]. В них указано, что приоритетным является создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем ресурсного потенциала молодой семьи [1].
Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Актуальность глубокого анализа всех сторон жизни и развития молодой семьи определена ситуацией, сложившейся в России в настоящее время. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем в отдельно взятом регионе. Для решения существующих проблем молодых людей в обществе должна осуществляться государственная молодежная политика.
В Республике Хакасия ярко проявляется дифференциация молодежи, расслоение по социально-экономическим характеристикам, по принадлежности к социальным и этническим группам. В ходе проведения собственного комплексного исследования семей (1997) и на основе материалов последней переписи населения в Хакасии (2002), нами была составлена скомпонованная структура этнических групп населения: коренное население (хакасы - 11,9%; шорцы и коренные малочисленные - 0,19%), пришлое население (русские - 80,28%; русскоязычные (белорусы, украинцы, поляки, болгары и др. - 19,72%), переселенцы - прочие (выходцы из стран ближнего и дальнего зарубежья) - 3,05%. Особенность республики является значительное преобладание пришлого населения над коренным.
Демографическая ситуация в республике указывает, что несмотря на достаточный удельный вес женщин фертильного возраста в общей численности всего населения (27,6%), суммарный коэффициент рождаемости в 2004 году в республике составил 1,4 при норме простого воспроизводства 2,15. Растет доля однодетных семей, трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции. Увеличивается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Из-за разводов ежегодно в республике 3 - 4 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличилось число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 2006 году родилось 2474 таких ребенка, их доля в общем количестве родившихся - 45,2%. Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи [2, 6].
Эффективность реализации государственной молодежной политики на территории Республики Хакасия непосредственно связана с достоверной информацией о группах молодежи, различающихся по половозрастным, образовательным, социально-профессиональным потребностям. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем.
Во-первых, молодежь составляет 138,267 тыс. человек (25,7% населения Хакасии зарегистрированного за 2008 год). К 2009 году их число снизилось на 0,62%. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года молодые семьи составляют 23,2% от общего числа семей. Из них имеют детей 70,6% семей: с одним ребенком - 55,29%, с двумя - 13,88%. Многодетные семьи составили долю в - 1,42% (с тремя 1,19%, более трех детей - 0,23%).
Во-вторых, практика показывает, что семьи в 82,62% создаются в молодые годы (по данным собственных исследований, 1997). При этом 40,68% молодых семей создаются в возрасте от 16 до 21 года, а средний возраст вступления в брак - 18,5 лет для женщин и 20,5 лет для мужчин. Имели детей до брака 1,52%. Такое положение характерно для молодежи, только начинающей процесс социализации и определяющей молодую семью как группу социального риска.
В-третьих, статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива. Около 23% зарегистрированных впервые семей расторгли брак (из их числа семьи с детьми - 2,27%). При этом, 0,43% разводов приходится на семьи, существующие менее года, 2,19% - с брачным стажем от года от 2 до 4 лет; 5,66% с брачным стажем от года от 5 до 7 лет и 4,32% с брачным стажем от года от 8 до 10 лет.
В-четвертых, деторождение, а, следовательно, будущее Хакасии, в основном, связано с молодой семьей (72,38% общего числа детей - у родителей моложе 30 лет).
В-пятых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении,
- нуждаются в государственной поддержке - 70,3%;
- родительской поддержке - 93,88%;
- не имеют собственного жилья - 41,48%;
- проживают вместе с родителями - 54,14,
- обладают повышенными запросами социально-медицинского плана (96,5% - в социальном и психологическом консультировании, 59,85% - коррекции поведения, 11,35% -контроле состояния здоровья жены, 29,69% - представление социального жилья, 1,31% - динамическом наблюдении за состоянием здоровья членов молодой семьи).
В-шестых, в отличие от молодежи советского периода, современная молодежь с 1990 года вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом молодые супруги работают в - 51,96%, учатся - в 16,15%, учатся и работают в - 23,38%, являются иждивенцами - 8,51%.
На основе общепринято использование в работе социальных служб понятия приоритетности семьи, следует выделить молодую семью как семью:
- Социально-благополучную - это семья, способная осуществлять свои основные функции: репродуктивную, воспитательную и экономическую.
- Социально-неблагополучную - это семья, которая не может осуществлять, кукую-то одну или несколько функций, и нуждается в помощи государственных органов в полном объеме.
- Семью медико-социального риска - это семья, способная к осуществлению всех своих основных функций, но нуждающаяся в поддержке государственных органов частично.
В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки.
Результаты анализа государственной семейной политики в СССР и Российской Федерации показали, что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи, важности правового регулирования ее отношений с государством и другими социальными институтами [1]. Семья, в том числе молодая, как правило, не привлекалась к активному участию в реализации мер государства и общества в рамках социальной политики. Семейная политика во многих аспектах отождествлялась с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. В системе взаимоотношений «семья - государство» имела место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи. Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована (ее предмет концептуально не разработан) и сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным ее членам. Отмечается факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях. «Стратегия государственной молодежной политики», фиксируя ряд этих и других особенностей становления и развития молодых поколений и их влияния на развитие Российской Федерации, прямо отмечает издержки и просчеты семейной политики, оплачиваемые всем российским обществом, оценивает их как резко отрицательные, с которыми невозможно смириться.
Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов, потребовали новых подходов к разработке региональной Концепции на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) и в Республике Хакасия.
Концепция является научно обоснованным методическим фундаментом реализации социальной политики в республике, поддержки семьи и домохозяйств, организации взаимодействия отраслей социальной сферы с целью оптимизации условий жизнедеятельности семьи. Она включает целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Отражает отношения между семьей как полноценным социальным субъектом и системой комплексной деятельности государства в отношении семьи, при которых семья трактуется в качестве активного партнера государства.
Настоящая Концепция принимает в Республике Хакасия во внимание:
- достижения предыдущего этапа реализации государственной семейной политики в Республике Хакасия;
- изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе;
- особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Республики Хакасия;
- накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;
- предложения и рекомендации министерств, ведомств и общественных организаций по осуществлению семейной политики Республики Хакасия;
- возможности организационной системы по реализации семейной политики Республики Хакасия, а также учитывает достижения, опыт управления реализацией указанной политики за период с 2001 по 2006 годы.
Приоритетами семейной политики в Республике Хакасия на период 2007 - 2010 годов являются: поддержка молодой семьи, подготовка детей и подростков к браку; развитие службы планирования семьи; поддержка этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов, проживающих в республике.
Таблица 1. Основные организационные меры реализации концепции семейной политики
Организационные меры |
Цель |
Ожидаемые результаты |
мониторинг положения семьи |
диагностика благополучия или неблагополучия разных типов семей |
повышение статуса семьи и ее морально-нравственных устоев |
оценка результатов и эффективности семейной политики |
увеличение количества зарегистрированных браков |
|
развитие системы экстренной помощи семьям группы риска |
помощь в решении специфических потребностей семей на разных стадиях жизненного цикла |
уменьшение числа разводов и неполных семей с детьми |
усиление акцента на программах профилактики семейного неблагополучия |
совершенствование существующих программ по профилактике алкоголизма и наркомании |
уменьшении числа социально-неблагополучных семей |
модернизация здравоохранения в рамках национального проекта |
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи,
|
усиление профилактической направленности медицинской помощи населению; дальнейшее развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин и мужчин |
повышение рождаемости, сокращение числа абортов |
||
улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи |
реализация новых социальных программ для молодой семьи (жилище, материнский капитал) |
материальная поддержка развития семей с детьми |
поддержка этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов |
оптимизации условий жизнедеятельности семьи; сохранение особенностей этнической семьи |
увеличение численности и сохранение здоровья коренных и малочисленных народов |
В сфере реализации данной концепции, выделены основные организационные меры (табл. 1).
На основе привлечения государственных, региональных, местных ресурсов для решения проблем семьи и детей и внутреннего потенциала молодой семьи необходимо создать эффективный механизм осуществления разнообразных уровней поддержки, социальной работы по активизации молодых семей и источники финансирования семейной политики. Таким образом, следует считать, что на основе совершенствования отношений семьи и государства, будет происходить реализация институциональных прав и потребностей молодой семьи. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности, усиление направленности медико-социальной работы с молодой семьей станет основой здорового общества будущего.
Выводы
Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.
Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям и ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства.
Выделение в Республике Хакасия молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, и будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что приведет в перспективе к увеличению численности благополучных семей пришлых, коренных и малочисленных народов.
Список литературы
- Концепция государственной политики об Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации. Утвержд. мин.образования и науки РФ А.А. Фурсенко 08 мая 2007 №АФ-163/06.
- Молодежь в Республике Хакасия в 2008 году. Стат.сб. / Хакасстат - Абакан, 2008. - 90 с.
- Постановление Правительства Российской Федерации об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993 №5090-1.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005г. №865.
- Постановления Правительства РФ №285 от 31 мая 2006 года «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения жилья в рамках федеральной целевой программе «Жилище на 2002 - 2010 годы (п.5).
- Семья в Республике Хакасия. 2008: Стат.сб. / Хакасстат - Абакан, 2009. - 75 c.
- Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».
- Шестой ежегодной демографический доклад», ЦДЭЦ ИНП РАН, 1999, с. 29.