Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В условиях реализации глобальных мер инновационного развития экономики России ведущая роль отведена университетам, научно - исследовательским учреждениям, учебным заведениям. В системе высшего профессионального образования происходят процессы модернизации, направленные на повышение его конкурентоспособности и качества, подготовку кадров, необходимых для осуществления инновационной стратегии, основанной на знаниях и интеллекте.

Инновационными для высшей школы, включая аграрное образование, стали переход на двухуровневую систему образования с введением государственных образовательных стандартов третьего поколения, организация исследовательских университетов как формы реализации потенциала высшей школы, введение Единого государственного экзамена, ранжирование вузов по статусу в зависимости от результатов аккредитации, создание студенческих бизнес-инкубаторов, университетских (академических) комплексов, научно-образовательных центров, агротехнопарков, организация дистанционного образования и другие.

В этой связи возрастает роль международных связей университетов. Необходимо расширение взаимодействия российских университетов с зарубежными в организации обменов студентами старших курсов с целью универсализации образования. Целесообразна более активная организация зарубежных стажировок магистрантов, аспирантов, преподавателей, ученых по направлениям обучения на основе грантовой поддержки как международных, так и российских фондов.

Особая роль принадлежит проведению международных научно - практических и научных конференций по проблемам, посвященным инновационному развитию университетов, научных и образовательных учреждений, отдельных направлений деятельности, экономики в целом.

На состоявшемся 20 - 21 мая 2010 г. международном Томском инновационном форуме INNOVUS, в котором приняли участие представители российских и зарубежных ВУЗов, администрации президента РФ и правительства, РАН, администраций регионов, основная дискуссия была посвящена теме Современные университеты: готовность к инновационному прорыву. Особое внимание было уделено развитию ВУЗов до уровня исследовательских, инновационных университетов. Практически во всех выступлениях было отмечено то, что инновационные ВУЗы, несомненно, дают более широкое, универсальное образование. Исследовательский университет должен быть мирового уровня, обеспечить новое качество выпускников, поддержку признания дипломов за рубежом. При этом, университеты становятся решающими факторами развития общества.

В этой связи в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. на базе разработок университетов будут запущены фирмы, заводы, но приоритетным малым бизнесам - малые хозяйственные общества, которые станут не только инкубаторами инновационных идей и научных разработок, но и центрами формирования научного мышления, приобщения студентов к научным исследованиям, востребованным в практике разработкам (1).

В Алтайском государственном аграрном университете создан Инновационный Центр АГАУ.

Миссия Центра - содействие инновационному развитию аграрной науки и образования, агропромышленного комплекса региона.

Задачами Инновационного Центра являются:

  • содействие инновационной, научно - внедренческой деятельности ФГОУ ВПО АГАУ;
  • разработка предложений о перспективах развития и стратегии инновационной деятельности АГАУ;
  • организация малых хозяйственных (инновационных) предприятий;
  • оказание информационно - консультационных услуг по внедрению научных разработок и разработке бизнес - планов;
  • оказание помощи субъектам в проведении маркетинговых исследований, маркетинговых и рекламных услуг;
  • разработка инвестиционных бизнес - проектов на договорной основе с хозяйствами, организациями, малыми предприятиями, частными предпринимателями;
  • организация деятельности инновационного студенческого бизнес - инкубатора;
  • проведение обучающих семинаров, бизнес - тренингов, повышение квалификации и обучение организаторов и сотрудников малого бизнеса;
  • организация реализации федеральных и региональных инновационных программ в АГАУ и агропромышленном комплексе края.

Организационно Инновационный Центр АГАУ включает:

  • Студенческий бизнес - инкубатор.
  • Отдел организации малых (инновационных) хозяйственных обществ.
  • Отдел маркетинга инноваций.

Отдел организации инновационных хозяйственных обществ.

  • Оказывает содействие и методическую помощь организации малых инновационных предприятий на факультетах и в подразделениях АГАУ, включая содействие в получении патентов, свидетельств на РИД, изобретения.
  • Осуществляет взаимодействие с научными учреждениями Алтайского края, СФО по разработке и реализации совместных инновационных проектов.
  • Оказывает иформационно - консультационные услуги для практиков.
  • Проводит семинары по организации патентной деятельности, институциональным, организационно - правовым изменениям в законодательстве по инновационной деятельности.
  • Разрабатывает программу развития инновационной инфраструктуры в АГАУ.
  • Оказывает содействие в формировании технопарка АГАУ.

Студенческий бизнес инкубатор

Организует:

  • Краткосрочные курсы по организации бизнеса;
  • Бизнес-образование;
  • Консультации по разработке бизнес-планов (проектов), организационно - правовым основам малого бизнеса, ведению бухгалтерского учета и отчетности, маркетинговых исследований, организации контроллинга и бюджетирования, внутреннего аудита, внутреннего аудита, стратегическому планированию, страхованию рисков и другим актуальным проблемам развития бизнеса;
  • Студенческую консультационную фирму (малое инновационное хозяйственное общество, предприятие);
  • Проведение обучающих семинаров, бизнес тренингов, конкурсов, олимпиад и другое;
  • Участие в региональных и Федеральных программах развития экономики агропромышленного комплекса, сельских территорий студентов и сотрудников АГАУ.

Отдел маркетинга инноваций

  • Проводит маркетинговые исследования в сфере инноваций АПК и сельского хозяйства.
  • Формирует локальную информационную базу данных научно - технических разработок в сфере АПК и сельского хозяйства.
  • Изучает спрос на инновационные разработки в АПК и сельском хозяйстве Алтайского края, других регионов.
  • Проводит рекламу РИД АГАУ, предлагаемых новых продуктов, технических средств и технологий, услуг, оказываемых малыми хозяйственными обществами и студенческим Бизнес - инкубатором АГАУ.
  • Подготавливает к заключению договоры на разработку инновационного продукта, поставку РИД АГАУ хозяйствующим субъектам, на оказание услуг и другие в соответствии с направлениями деятельности Инновационного Центра.

В настоящее время реализуются программы «Включение студентов в комплексное планирование развития территорий», Бизнес-образования (МВА), организации малых хозяйственных инновационных обществ в АГАУ при поддержке ректора университета и ректората. Внастоящее время реализуются реальные меры поддержки инновационного развития ВУЗов правительством и администрациями регионов по предоставлению льгот по налогообложению, использованию помещений, оборудования и других средств университетов малыми инновационными хозяйственными обществами.

Инновационное развитие ВУЗа будет способствовать повышению качества выпускников АГАУ, их конкурентоспособности на рынке труда. Вместе с тем студенты АГАУ приобретают знания и конкретные навыки организации малого бизнеса, предпринимательства, прежде всего, в сельской местности, что будет работать на развитие сельских территорий, сделает престижной жизнь и работу специалистов в сельской местности.

При разработке инновационной стратегии развития вуз, в первую очередь, должен исходить из «национальных приоритетов, с учетом международных тенденций развития высшего образования».

Основной проблемой при формулировании миссии университета является осознание ее как стратегического ресурса.

 

Рис. 1. Факторы внешней среды инновационного университета


Процесс сознания миссии идет постепенно, по мере накапливания опыта в деятельности (научной и образовательной), а также в зависимости от внешней среды воздействия (рис. 1). К факторам внешней среды реализации миссии университета относятся экономическая, политическая, социальная, демографическая, правовая, технологическая, экологическая, инфраструктурная составляющие, также международная обстановка и уровень развития международных связей, взаимодействия научных школ, университетов на международном уровне.

В инновационном университете целесообразно выделять следующие приоритетные направления миссии:

  • образование (обучение);
  • наука (НИР);
  • инновации (коммерциализация технологий);
  • ценности общества (патриотизм, гражданская компетентность).

По нашему мнению, миссия - это не только официальный документ, но и смысл существования системы управления, поэтому ее основной целью в инновационной среде университета является ориентация на конечного потребителя, в данном случае - на студента, преподавателя, научного сотрудника.

В отличие от миссии традиционного учебного заведения, где основной деятельностью являются образовательная и отчасти научная (НИР), миссия инновационного университета ориентирована на разработку и внедрение новых технологий, как в образовательной деятельности, так и в научно-инновационной с элементами коммерциализации (НИОКР).

Список литературы

  1. Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г./ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения результатов инновационной деятельности.
  2. Бунин М.С., Эйдис А.Л. Научные и практические проблемы инновационных процессов в агропромышленном комплексе.-М.: Росинформагротех, 2009, С42-54.
  3. Орсик Л.С. Методологические основы и стратегия организации технического обеспечения сельскохозяйственного производств.-М.: Росинформагентство, 2008, С.45-60.
  4. Семин А.Н. Интеграционные процессы в системе сельхозобразования и кадрового обеспечение АПК// АПК:экономика, управление, 2010, №4, С.35-36.