Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Цели в образовании сами по себе не возникают. Их формулируют субъекты образования. Поэтому проблема здравого смысла напрямую относится к субъектам образовательного целеполагания. В первую очередь к тем, кто устанавливает стратегические цели образования.

Уточним суть термина «здравый смысл».

Под здравым смыслом понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте. В этом значении термин зачастую акцентирует внимание на способности человеческого разума противостоять предрассудкам, заблуждениям, мистификациям [9]. «Цель мира в том, чтобы царствовал разум» (Ж.Э. Ренан) [1, с. 919].

Степень здравого смысла индивидуума в конкретной ситуации будет определяться объёмом необходимых для данной ситуации знаний, которыми владеет индивидуум, умением их анализировать и делать правильные выводы. В философии смысл данного термина раскрывается как «рациональность» и «интуитивная способность принимать разумные решения, свободная от эмоциональной предвзятости...» [8].

Л. Василенко под здравым смыслом понимает «способ понимать вещи... на основе практического повседневного опыта, соединенного с вниманием к реальным фактам, со способностью независимо от распространенных предрассудков и личных прихотей понимать их значение, а также с нравственной ответственностью» [2].

Одним из проявлений здравого смысла в образовании следует считать организацию педагогическими работниками своей деятельности на основе до сих пор актуального и неоспоримого принципа «Не навреди», суть которого можно передать словами Н.А. Добролюбова: «Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» [1, с.919].

Джон Дьюи называл в качестве главной цели образования «социальную эффективность образования», сущность которой, по мнению Л.Я. Осиповой, заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий. С одной стороны, социальная эффективность образования оценивается через такие показатели, как позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для нее наиболее комфортных условий жизни. С другой стороны, она отражает улучшение всех сторон общественных отношений, формирование открытого демократического общества [6].

На основе принципа «Не навреди» следует осуществлять и образовательное целеполагание, приобретающее в данном случае статус «экологичного».

Цель - образ результата, образ будущего. Следовательно, критерием разумности субъектов целеполагания выступает осмысление, предвидение последствий реализации поставленных целей, так как «Многое из достижимого таково, что от него нужно бежать, а не стремиться к нему» (Ф. Брентано) [1, с.921]. «Любая цель влечет за собой ряд последствий, и если человек не готов иметь с ними дело, цель лишается смысла» (М. Чиксентмихали) [5].

В.Л. Гавеля пишет: общественная значимость целеполагания заключается в вызываемых им различных следствиях. Поэтому смысл творчества в целеполагании предполагает в качестве одного из «измерений» осознанную ответственность субъекта целеполагания за результаты творчества.

«Любая глобальная цель должна быть сопоставлена с уже имеющимися промежуточными результатами комплекса целей в данной качественной структуре. Даже творческие решения, реализация частных практических целей не состоятельны, если углубляют образовательный кризис или ведут к деградации... нравственности» [3, с.228].

Если целеполагание предполагает ответственность, то она, в свою очередь, является условием целеполагания. Ответственность - это оценка выбора, поступка, оценка его пользы или вреда для общества» [3, с.268]. «Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни» (Платен Август фон) [1].

Экологичное целеполагание - это процесс постановки экологичных целей и обдумывание экологичных путей (выбор экологичных средств) их реализации. Выражаясь словами И.С. Тургенева: «Если стремление происходит из источника чистого, оно все - таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую» [1, с.919].

Образовательная цель «экологична», если в результате ее достижения облегчается, а не усложняется жизнь потребителя образования, т.е. не наносится вред (прежде всего, моральный) и иной ущерб ученикам и их родителям.

Экологичная цель, это цель, выведенная из модели подготовки счастливого, успешного и здорового ученика. По мнению В.М. Бехтерева, «Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты» [1, с.113].

Автор педагогического проекта «Поиск» Владимир Лебедев утверждает: «Счастливый, здоровый, успешный гражданин - главный ресурс, основа государства. Ошибочное целеполагание системы образования создает феномен национальной слабости, появляется своеобразная ахиллесова пята, выгодная западным странам» [7].

С.В. Ковалев рекомендует проверять цели на экологичность с помощью техники логического квадрата, т.е. пропустить их через вопросы четырехклеточной матрицы [4, с.42]:

  • Что случится, если это произойдет? Что не случится, если это произойдет?
  • Что случится, если это не произойдет? Что не случится, если это не произойдет?

Под «экологичностью реализации» экологичной образовательной цели подразумевается реализация ее разумными, положительными средствами. «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (К. Маркс) [1, с.918]; «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность» (В.Г. Белинский) [1, с.110]; «Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели» (Н.Г. Чернышевский) [1, с.785].

Правомерен вопрос: основано ли целеполагание в современном российском образовании на принципе здравого смысла? Ответ можно найти, изучив и оценив последствия современных образовательных реформ. Данный ответ позволит определить пути оптимизации как образовательного целеполагания, так и культуры его субъектов.

Список литературы

  1. Афоризмы. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. - 1008 с.
  2. Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vasil/08.php
  3. Гавеля В.Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека / В.Л. Гавеля. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1998.
  4. Ковалев С.В. НЛП человеческого совершенства. Психологии экстенсивного развития / С.В. Ковалев. - М.: КСП+, 2003. - 512 с.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
  6. Осипова Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования / Л.Я. Осипова: Автореф. дисс. на соиск... докт. пед. наук. - Ульяновск, 2009.
  7. http://upr.1september.ru/2001/44/1.htm
  8. http://ru.principedia.info/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB