Анализ результатов учебно-познавательной деятельности, проводимый на основе мониторига учебного процесса, позволяет оперативно управлять им. С целью выявления наиболее важных психологических особенностей дистанционного обучения и оценки качества усвоения материала проводилось исследование личностных и психофизиологических факторов студентов и их развития в процессе дистанционного обучения. Психологическое сопровождение учебного процесса включает: психолого-педагогическую подготовку обучающихся и педагогов к работе в системе дистанционного обучения; контроль ряда их индивидуально-психологических и личностных особенностей. В качестве основного инструментария для мониторинга использовалась анкета-опросник, которая состоит из серии вопросов, отражающих наиболее важные особенности восприятия человека, а также личные характеристики. В анкетировании участвовали студенты института высшего сестринского образования. Анализ полученных данных позволяет сделать следующие основные выводы. 1).100% учащихся предпочитают обучаться с использованием компьютера. В качестве основных причин выступают следующие: существенно облегчает работу, большие демонстрационные возможности. Однако около 12% опрошенных студентов ответили, что частично не воспринимают информацию, опосредованную компьютерными технологиями. 2). В среднем обучающиеся проводят за компьютером более 2-х часов в день. Около 50% обучающихся отмечают утомляемость при работе за компьютером. 3). Приблизительно 96% обучающихся владеют пользовательскими навыками работы на компьютере; 4% обучающихся обладают пользовательскими и навыками программирования, причем они работают на компьютере до 6 часов в день. 4). На вопрос, в каком виде учащиеся предпочитают получать информацию, ответы распределились следующим образом: в виде графиков, карт, демонстрации - 5%, в письменной форме - 52%, в устной форме - 37%, остальные - в письменной и устной форме. Следует отметить, что данный факт, по-видимому, не связан напрямую с ведущей репрезентативной модальностью обучающихся. 5). Размер шрифта, цвет шрифта и фона имеют значение приблизительно для 50% обучающихся, причем для некоторых из них важен только размер или только цвет шрифта. При ярко выраженной мотивации обучения и психологической комфортности взаимодействия с компьютерной средой размер шрифта, цвет фона и шрифта выступают второстепенными факторами и не оказывают выраженного влияния на учебную деятельность обучающихся. 6). Около 57% обучающихся считают, что лучшим педагогом является тот, кто умеет вызвать интерес к предмету, около 30% - кто создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. Около 48% обучающихся отметили, что лучше всего учатся, если преподаватель реализует индивидуальный подход, около 40% - если использует коллективные методы обсуждения изучаемых проблем. Однако возникающая при этом коммуникативная система существенным образом отличается от системы, возникающей при межличностном общении. 7). Около 84% обучающихся проявляют умеренную актуальную ригидность, а остальные 16% - низкую. Около 73% обучающихся проявляют умеренную установочную ригидность, а около 27% - высокую. Психическая ригидность проявляет себя снижением адаптивных возможностей личности в связи с нарушением уровней отношений в структуре действия. Полученные результаты показывают, что обучающиеся демонстрируют более низкий уровень по актуальной ригидности по сравнению с возрастными нормами, что свидетельствует об их способности изменять мнение, отношение, установки в случае объективной необходимости. Показатели по установочной ригидности, отвечающие за личностный уровень проявления психической ригидности и выражающиеся в установке на принятие нового, изменение своей самооценки, системы мотивационных ориентаций, соответствуют возрастным нормам. 8). На вопрос о том, что бы учащиеся хотели изменить в технологии обучения, были получены ответы, указывающие на необходимость расширения круга дополнительной литературы, увеличения объемов информации, усиления взаимодействия с преподавателями. При этом даже те учащиеся, которые высказали пожелание изменить саму систему обучения, допускают использование в процессе обучения компьютера. Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие основные выводы. Для того, чтобы обучающийся органично взаимодействовал с компьютерной коммуникационной средой, он должен обладать сложной и разветвленной системой навыков (от умения работать с клавиатурой и "мышью" до умения ориентироваться в структуре сетевого пространства), овладение которыми требует изменения традиционных представлений об организации учебной деятельности. Приспособленность к компьютеризированной информационной среде означает высокую степень включенности в нее обучающихся. Показателями этого являются наличие специальных навыков и умения работы в данной среде, а также сформированность потребности во взаимодействии с ней.