«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». «Одаренные дети» - это дети, обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей». Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, для того, «чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из областей» [1].
Одно из основных условий обучения одаренных школьников является проектирование и реализация индивидуальных и групповых стратегий обучения.
Данный термин имеет несколько сходных по смыслу выражений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальный образовательный маршрут. Разные авторы (В.П. Беспалько, Н.Н. Суртаева, Т.А. Строкова, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.) дают разные определения этому понятию.
Под индивидуальной стратегией обучения мы понимаем комплекс дидактических мер, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с индивидуальным запросом ребенка и социальным заказом его родителей.
Обучение явно одаренных детей и детей со скрытой и потенциальной одаренностью будет происходить через индивидуальные, групповые стратегии и планы обучения. В зависимости от познавательных интересов, потребностей и возможностей учащихся, от желания родителей, от рекомендации психологов стратегии могут иметь различные варианты. Для детей с явной одаренностью это будут обогащающие стратегии по вертикали (быстрое и углубленное продвижение иностранного языка) и по горизонтали (расширенное изучение какой-либо области знаний на иностранном языке). Обучение школьников со скрытой и потенциальной одаренностью должно организовываться через индивидуальные стратегии устранения пробелов в знаниях, недостаточного навыка самостоятельной работы, потери учебной мотивации и.т.п. В зависимости от целей работы с одаренными детьми будут избираться различные направления обогащения. Ими могут быть:
- углубление знаний (развитие лингвистических способностей: расширение лексического, запаса, грамматических структур; формирование коммуникативных навыков и развитие разговорной речи;
- обогащением знаний могут служить выбранная учащимся интересующая его тема (темы) изучения и исследования (например, по страноведению или темы из другой области предметов на иностранном языке);
- развитие инструментария получения знаний (обучение приемам переработки материала, работы с различными источниками на иностранном языке, техники запоминания иностранных слов, грамматических структур и использование их в речи);
Проектирование индивидуальной стратегии обучения - это поэтапный процесс. Необходимым компонентом индивидуальной стратегии обучения является целеполагание, учитывающее индивидуальные особенности ребенка. Трудности вызывает структурирование содержания с учетом потребностей учащихся и соотнесения учебного материала с требованиями учебных программ и учебных планов.
Обязательным компонентом является свобода выбора индивидуального изучения. Учащимся предлагаются творческие и исследовательские задания. Они находятся в процессе постоянного самообразования, а также учебно-познавательной деятельности с другими детьми.
В индивидуальной стратегии обучения фиксируются ожидаемые результаты, срок выполнения программы и в конце курса - заключение о выполнении индивидуальной программы.
Преподавателю отводится консультативная роль - роль помощника. Он выполняет сложную задачу создания условий для самореализации учащегося в образовательной среде как независимой и ответственной личности.
Таким образом, деятельность учителя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора школьниками индивидуальной образовательной стратегии, на помощь школьнику в планировании своей деятельности, на консультирование по применению конкретных учебных пособий. Важно не только то, что знают выпускники гимназии, но и как они умеют реализовывать свой личностный потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Рабочая концепция одарённости / Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. 234 c.
- Строкова Т.А. Индивидуализация и дифференциация гимназического образования одаренных детей (Программа нового этапа ОЭР). Тюмень, 2000.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.