Из домусульманских верований у мишарей довольно четко выделяется вера в душу. Наиболее древним, мифическим доисламским представлением души у татар Среднего Поволжья и Приуралья считается врэк. Этим термином мишари называли души «нечистых» покойников (самоубийц). До настоящего времени пожилые люди полагают, что душа самоубийц не всегда возвращается вновь к своему хозяину для продолжения загробной жизни, а часто выходит из могилы и бродит на земле в виде врэк, который представляется в образе человека в белом. То же самое, считают мишари, случалось с душой колдуна, которая после его смерти оставалась жить на земле, превратившись в убыр. Эти души «нечистых» покойников, т. е. врэк и убыр, по традиционным поверьям татар-мишарей, причиняли людям вред: сбивали с пути запоздавших путников, насылали на людей болезни, пили кровь окота и т. д. Поэтому таких покойников не следовало хоронить вместе с предками. Как правило, их хоронили в дальнем углу кладбища. Нарушение этого правила, по представлениям верующих, грозило жителям этого села стихийным бедствием, в частности засухой.
Другим термином домусульманского представления о душе у татар является кот. Этот термин до сих пор сохраняется в лексике татар-мишарей и параллельно с термином кон используется в качестве выражения испуга. «Кот» полагают мишари может являться людям в виде какого-то крылатого существа - птицы, бабочки или мухи. Кстати, у мусульман представление о душе - щан также отождествляется с крылатым существом. Возможно, что на формирование этого представления оказали влияние и домусульманские взгляды народов.
Так как душа «умела летать», то по народным поверьям она во время сна покидает тело живого человека и странствует по миру. Всё, с чем она сталкивается, человек видит во сне. Поэтому татары остерегаются внезапно будить спящего, боясь, что душа не успеет вернуться в тело, и человек проснется больным (например, заикой) или умрёт.
У мишарей существовал целый ряд магических действий, которые были направлены на то, чтобы «вернуть» душу в тело человека в случае его испуга или тяжкой болезни. Так, если человек чем-то был сильно напуган, знахарь сажал его на пол под матицу, разбрасывал вокруг него горящие стебельки конопли, кусочки березовой коры, в какую-то посуду клал подкову, замок, гребешок, ножницы и зеркало и, звеня этой посудой, выкрикивал при этом имя больного, обходя вокруг него три раза. После этого в блюдо с водой над головой больного лил расплавленный свинец. По отлившейся форме свинца знахарь «узнавал», кого или чего испугался этот человек. Нередко эту отлившуюся фигуру пришивали к одежде больного, и он должен был сохранять ее до полного выздоровления.
Множество поверий связано и с душами умерших. Например. мишари полагали, что душа скончавшегося человека обязательно прилетает в отчий дом во время семейных праздников. В первые сорок суток после смерти душа живет дома, не покидает родных. В это время запрещалось плохо говорить об умершем, полагалось разговаривать с душой о прошедшем дне, просить у нее совета. При подготовках к поминкам, когда накрывали на стол, душа могла дать о себе знать: если со стола что-то падало (еда, столовые приборы и т.п.), это означало, что душа торопит с приготовлениями, хочет, чтобы скорее накрыли на стол.
На сороковой день душа покидала земной мир и переселялась в потусторонний. Теперь она могла встретиться с людьми в их снах. Отношение татар к приснившемуся родственнику двояко. С одной стороны они с трепетом ждали, желали этой «встречи», радовались сну, пересказывали его родственникам и знакомым. Важная роль в определении самочувствия умершего на том свете отводилась толкованию снов, поэтому их с упоением, оживленно обсуждали. С другой стороны, считалось, что появление покойного в сновидениях - нехороший знак: умершему не нравится поведение живых родственников (мало поминают, не всех, кого должно, приглашают на поминки). Считалось, что чаще всего душа летает незримо, но, как уже отмечалось выше, могла «показаться» и в облике птицы, мухи или бабочки. И сегодня, увидев их в дома, мишари воспринимают её как добрый знак, как олицетворение умершего родственника, «прилетевшего» навестить свой дом. Их запрещается убивать, а летом обязательно полагается выпустить на волю. Появление этих существ в доме во время приема гостей воспринимается всеми с благоговением и почтением. Присутствие души в подобном облике доказывает, по мнению татар, значимость, правильность происходящего, показывает незримую связь между умершими и живыми, между потусторонним и земным мирами.