Групповая психологическая работа с родителями детей, страдающих расстройством внимания, позволяет в первую очередь затронуть улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей ей динамики отношений. В групповой работе на первый план выходит психологическое просвещение, которое поможет родителями избежать негативных последствий при выстраивании взаимоотношений со своими детьми.
Руководство родительскими группами может осуществляться как в форме консультирования по частным проблемам, так и в форме специального родительского тренинга. Консультирование по частным проблемам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуациях и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам. В процессе группового консультирования наряду с анализом трудностей ребенка внимание уделяется и проблемам родителей, в частности снятию у них чувства тревоги и вины, которые часто развиваются из-за непонимания родителями причин гиперактивного состояния ребенка. Задача психолога в этом случае - объяснение причин возникновения гиперактивности и дефицита внимания у детей и психологических особенностей этих детей.
Родительский тренинг преследует цель повышения сенситивности родителей к чувствам и переживанием детей на основе понимания скрытого значения их поведения. Потому как часто причиной неадекватных детско-родительских отношений могут быть усвоенные родителями в детстве ошибочные стереотипы воспитания и установки, а также субкультурные нормы.
Консультирование родителей и родительский тренинг строятся на принципах клиент-центрированной терапии, что позволяет фокусу группового процесса свободно перемещаться с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей, реализуя тем самым терапевтический подход к самому взрослому. Ведь зачастую многие родители не видят связи между поведением ребенка и своими собственными установками и проблемами. Они отвергают идею о том, что, поведение ребенка может отражать их собственные неразрешенные конфликты, и что в случае с ребенком с дефицитом внимания это может усилить его гиперактивность.
Основная роль ведущего родительских групп, состоит в том, что он подобно зеркалу должен отбирать, отображать и повторять вслед за членами группы все, то, что им нужно для постановки проблемы, развития дискуссии и ее разрешения. Ведущий воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, а лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка и раскрывает зону альтернативных решений проблем. Право выбора того или иного решения полностью остается за родителем.
Программа работы с родителями детей с дефицитом внимания должна основываться на современных данных психологии о гиперкинетическом синдроме и строится поэтапно, с постановкой на каждом этапе определенной задачи.
- Коррекция взглядов и установок родителей, которая осуществляется за счет объяснения психологических особенностей гиперактивного ребенка и последствий, вытекающих из дефицита внимания у него, а также возможного влияния родителей на усугубление проблем у данной группы детей.
- Рассмотрение поведения ребенка, определение желательного и нежелательного поведения, составление списка правил ожидаемого и желательного поведения, рассмотрение методов поддержания нужного поведения.
- Научение родителей упражнениям и играм, которые способствуют развитию у ребенка навыков поддерживания внимания. Обучение родителей навыкам эффективной коммуникации со своим ребенком.
- Практическое осуществление коррекции поведения ребенка во время регулярных встреч под контролем психолога.
Групповая работа дает возможность реализовать комплексный поход в работе с родителями, так как в тренинге происходит предоставление информации, обучение и обеспечивается эмоциональная поддержка взрослому. В результате психологического обучения в тренинге происходит изменение восприятия родителями поведения своего ребенка. Это способствует тому, что взрослые начинают выстраивать свои взаимоотношения с ним, исходя из особенностей его поведения, что в свою очередь может кардинально поменять жизнь ребенка и улучшить его адаптацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Психокоррекция. Теория и практика. /Под ред. Ю.С. Шевченко. - М.: «Коррекция», 1999. - 224 с.
- Everett C. A., Everett S. V. Family therapy for ADHD: treating children, adolescents, and adults. New York. The Guilford Press, 1999. - 270 р.