Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящее время высшее образование в России находится на переходном этапе.

С одной стороны, подписание Россией Болонского соглашения означает переход от устоявшегося одноуровневого процесса подготовки специалистов к многоуровневой подготовке бакалавров и магистров.

Как скажутся предлагаемые нововведения на качество подготовки специалистов российской высшей школы? В какую сторону изменится их графическая подготовка? Вопросы не праздные. И лучше из обсудить до введения предлагаемой системы, чем потом констатировать свершившиеся факты.

К настоящему времени в России на протяжении многих десятилетий сложилась стройная система подготовки специалистов с высшим образованием. Разрушение этой системы обязательно приведет к сокращению времени на обучение студентов основам инженерного образования и, как следствие, к снижению качества выпускаемых специалистов.

Естественно, в этих условиях снизится и уровень графического образования студентов, в задачу которого входит изучение большого числа комплекса геометрических и технических задач с широким использованием современных средств вычислительной техники. Законы графических дисциплин дают возможность изображать на плоском чертеже объекты трехмерного мира, развивать пространственное и логическое мышление. Без этих факторов трудно себе представить грамотных инженеров и конструкторов, способных проектировать современные здания, сооружения и машины. На этих же знаниях базируется обучение студентов на старших курсах конструкторским дисциплинам, проектированию, компьютерной графике.

Снижение уровня графического образования студентов обязательно повлечет за собой ухудшение их способностей к логическому трехмерному пространственному мышлению и изменение сложившейся практики преподавания специальных инженерных дисциплин, базирующихся на достаточности знаний по инженерной графике.

Изложенные выше аргументы дают основание считать необоснованными сокращение сроков обучения специалистов с техническим образованием. Преждевременность введения европейской схемы образования подтверждается также отсутствием в вузах России полной компьютеризации учебного процесса, как это имеет место в Европе.

С другой стороны, в ближайшее время ожидается переход на новые государственные образовательные стандарты (ГОС) третьего поколения, которые подразумевают переход от образования, основанного на содержании, к образованию, основанному на компетенциях. Если раньше для каждой учебной дисциплины были прописаны дидактические единицы, которые должен освоить обучающийся, то теперь содержание каждой учебной дисциплины будет определять сам вуз. Единственным условием будет то, что по окончании изучения дисциплины обучающийся должен будет обладать необходимыми компетенциями, то есть способностями применить знания для решения конкретных задач.

Сегодня подготовка инженеров в вузах осуществляется по ГОСам и, следовательно, уровень и качество подготовки определяется уровнем и качеством, заложенными в этих стандартах.

Наш анализ ГОСов по графическим дисциплинам с позиций качества подготовки выявил их несовершенство и, прежде всего, их несоответствие общим требованиям, предъявляемым к стандартам, как к государственной норме, несоблюдение которой должно преследоваться по закону. В частности, согласно существующим ГОСам 2-го поколения, требования к минимуму содержания и уровню подготовки по начертательной геометрии и инженерной графике инженеров различных направлений подготовки и специальностей, например, 120100, 170400, 260100 практически одинаковы, хотя уровни и задачи подготовки по этим дисциплинам, исходя из квалификационных характеристик указанных специальностей, различны. В ГОСах практически отражен только объем подготовки, а об уровне подготовки каждый преподаватель субъективно может судить по количеству учебного времени, отводимому на изучение курса. Поэтому даже в пределах кафедры каждый преподаватель по-своему оценивает значение отдельных тем и качество подготовки, исходя из своего видения сложившихся традиций подготовки специалистов, уровня развития науки и техники в данной отрасли, значения данной дисциплины в образовательном процессе конкретной специальности. Иногда ГОСы вступают в противоречие с общепризнанными дидактическими принципами обучения. О каком уровне геометро-графической подготовки можно говорить и как реализовать практически принцип последовательности изучения графических дисциплин, если по некоторым специальностям на изучение всех трех разделов - начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики - ГОС отводит в одном семестре 51 час аудиторного времени, то есть по 17 часов на раздел. Конечно, легко достичь цели на информационно-ознакомительном уровне, однако обеспечить серьезную практическую подготовку при такой скорости усвоения каждого раздела в течение 1/3 семестра проблематично.

Начертательная геометрия, являясь одной из основополагающих дисциплин в инженерном образовании, должна и может быть откорректирована в соответствии с изменениями в системе образования в целом. Эксперименты по различным направлениям модернизации курса начертательной геометрии проводились уже неоднократно.

Эти эксперименты преследовали цель: в рамках имеющихся ограничений по времени, по объему часов и заданий модернизировать как сам курс начертательной геометрии, так и методику его преподавания, определить способы повышения эффективности учебного процесса.

Отработанная до совершенства в течение десятилетий методика преподавания начертательной геометрии оказывается неэффективной в изменившихся условиях жизни. Учебные курсы, рассчитанные на достаточно большое количество часов, отводившихся ранее на изучение графических дисциплин, в условиях сокращения времени аудиторных занятий приобретают вид урезанных, логически незавершенных.

Очевидно, что ожидать увеличения количества времени на изучение дисциплины не приходится, учитывая современные тенденции. Но повышения эффективности обучения не произойдет, если отбор содержания учебного курса будет производиться по принципу сокращения ранее существовавших, так называемых «полных» курсов. Результаты такого подхода к планированию учебного процесса мы наблюдаем в настоящее время.

Задача высшего образования на сегодняшний день состоит в том, чтобы качественно изменить как сам процесс профессионального обучения, так и его результаты. Для достижения профессионального успеха в постоянно изменяющемся мире выпускник вуза должен уметь быстро учиться и переучиваться, быть профессионально мобильным. Таким образом, на первый план в ряду целей обучения в вузе выходит умение выстраивать собственную образовательную траекторию.

Следует не упускать из виду тот факт, что работа на младших курсах имеет свою специфику. Первый курс - это период адаптации студентов, вчерашних школьников, к вузовским требованиям, к новым формам обучения. Задачи, стоящие и перед студентами и перед преподавателями, чрезвычайно сложны. Формирование профессионально-значимых качеств необходимо начинать одновременно с началом обучения в вузе, поэтому требуется максимально точно определить критерии, по которым можно судить об эффективности процесса обучения.

Только с четкого определения целей обучения можно начинать планирование учебного процесса. Стимулы, используемые преподавателями на основании имеющегося опыта работы, в настоящее время попросту не срабатывают. Студенты их не воспринимают, не находя им подтверждения в окружающей действительности. И в этом главная причина неэффективности обучения - студент не понимает или не принимает целей изучения того или иного предмета.

Современные тенденции развития профессионального образования выводят на первый план самостоятельную работу студентов в качестве основной формы обучения. Специфика взаимодействия с первокурсниками определяет четкую организацию этой работы со стороны преподавателя. На выработку умения самостоятельно планировать свою деятельность в течение семестра по времени и по содержанию направлено предоставление студентам в начале изучения курса технологической карты изучения дисциплины. Преподаватель знакомит студентов с технологической картой на первом занятии, показывает ее структуру, способы работы с ней. Наличие такого документа значительно облегчает самостоятельную работу студента: помогает научиться планировать время и определять объем предстоящей работы.

    Кроме того, каждый студент имеет возможность свободного доступа к электронной версии учебно-методического комплекса (УМК). В УМК указаны, кроме всего прочего, темы каждой лекции и каждого практического занятия. Там же указаны темы и даты проведения контрольных мероприятий, а также темы индивидуальных заданий и контрольные сроки сдачи работ. В УМК студент может ознакомиться с методическими рекомендациями по изучению дисциплины.

Исходя из рассмотренных вопросов, перед студентами ставятся задачи, для решения которых требуется самостоятельная проработка материала. На практических занятиях проводится проверка степени проработанности лекционного материала и самостоятельно изученных разделов, и решаются разнообразные задачи.

Поскольку практические занятия проводятся с группой студентов, а одной из целей обучения является формирование умения каждого обучающегося выстраивать собственную образовательную траекторию, в учебном процессе практикуется индивидуальная работа со студентами - консультации. Этот вид занятий нельзя рассматривать как дополнительные практические занятия, на которые выносится материал, не рассмотренный по каким-либо причинам. На консультации каждый из студентов имеет возможность задать свой вопрос или обратиться с затруднением в выполнении задания, возникшем именно у него. Консультации не являются обязательными, но как показывает опыт, пользуются большой популярностью у студентов.

Важнейшим условием эффективности протекания процесса обучения является наличие оперативной обратной связи, которая позволяет судить об успешности проработки той или иной темы курса. С этой целью проводится система разнообразных контрольных мероприятий: письменный опрос, тестовый контроль, решение задач, выполнение индивидуальных заданий и т.д. Полученные данные позволяют и студентам и преподавателям скорректировать собственные действия. Преподаватель, кроме того, имеет возможность отследить динамику процесса обучения на потоке или в группе в целом, и для каждого из учащихся в отдельности.

Учебный процесс в высшей школе - это система организации и управления познавательной деятельности студентов. Результаты обучения рассматриваются как комплекс значительного числа статистических величин, который определяет стабильность состояния системы или ее отклонения. Такой подход позволяет оценивать систему обучения в целом и направлять ее по пути совершенствования. Задача определения параметров в оценке учебного процесса остается еще далеко не решенной. Общепринятая система оценки знаний студента подразумевает определение уровня подготовленности на момент сдачи экзамена, что исключает оценку работы в течение всего семестра и во многом зависит от психологического состояния студента во время экзамена. Одним из путей решения данной проблемы является тематический и плановый контроль над учебной деятельностью за счет использования модульно-рейтинговой системы, которая позволит расширить шкалу оценки и сделать ее более объективной, стимулирующей систематическую работу студента в течение семестра, обеспечивая постоянную обратную связь «преподаватель - студент - преподаватель». На рейтинг студента влияют баллы, которые могут начисляться за выполнение индивидуально-графических работ, прохождение тестового контроля, написание реферата, участия в олимпиадах. Преподаватели могут также оценивать баллами посещаемость занятий и активность работы на занятиях. Фактически рейтинговая система успеваемости является комплексной оценкой качества учебной работы студентов. Она повышает мотивацию студентов к освоению учебных программ, так как идет дифференцированная оценка работы студента. Создается стимул к повышению интенсивности работы, как во время аудиторных занятий, так и во время самостоятельной работы.

Подведение итогов включает в себя проведение итогового семестрового контроля и экзамена, обработку полученных результатов и проведение проверки остаточных знаний через определенный период времени. В качестве одной из форм проведения итогового семестрового контроля можно рассматривать участие студентов в Интернет-экзамене, проводимом в рамках проекта «Федеральный экзамен в сфере профессионального образования».

Какие же, исходя из изложенного, возможны пути повышения уровня геометро-графической подготовки в технических вузах?

Прежде всего, геометро-графическая подготовка должна быть непрерывной в технических вузах на протяжении всего периода обучения, а не ограничиваться изучением на первом курсе начертательной геометрии и инженерной графики, для чего с позиций этого критерия необходимо оценивать учебные планы и рабочие программы. Недопустимо, когда на протяжении нескольких семестров подряд студенты не выполняют чертежи или не работают с ними. Большие резервы в повышении уровня рассматриваемой подготовки имеются в совершенствовании научно-методической работы, и, прежде всего, методов обучения.

Специфической особенностью изучения графических дисциплин является индивидуализация обучения, тщательный контроль преподавателем работы каждого студента. В результате реформирования образования возросла доля учебного времени, отводимого на СРС, а нормативы на ее контроль преподавателем составляют не более одного часа на студента в семестр. Это привело к резкому сокращению контакта преподаватель-студент. Произошло значительное снижение влияния преподавателя на все составляющие образования студента: обучение, воспитание, развитие. Поэтому, учитывая данную специфику обучения по геометро-графическим дисциплинам, следует увеличить как минимум в 1,5...2 раза нормы времени на контроль СРС.

Хочется надеяться, что при разработке ГОСов третьего поколения время на изучение указанного в ГОСах объема будет рассчитано по научно- обоснованным методикам. ГОСы должны содержать качественные показатели подготовки по разделам и темам дисциплины и методы их измерения (проверки).

Кроме того, необходимо вернуться к проблеме преподавания черчения в школе. В частности, недопустимо исключение данной дисциплины из школьной программы, как это сделано сейчас в некоторых школах. Более того, целесообразно ввести курс черчения в старших классах, хотя бы в рамках факультативных занятий.