Перечислим основные принципы, использованные при разработке данной теории: непротиворечивость, отсутствие теоретического основания, ориентированность на практику; «разделяй и властвуй», целостность, формализованность, связь всех положений, критичное отношение к другим теориям.
Сформулируем основные понятия антропологической теории творчества:
Творчество - это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания.
Мышление - это целенаправленная обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
Креативность - целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания; формирование шаблонов творчества.
Внимание - особое звено в цепочке поставки информации к человеку.
Логика - связи участков памяти человека.
Память внимания - хранит информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации.
Внутренний мир - мир, в котором человек мыслит и творит.
В антропологической теории творчества ставилась цель: развести такие понятия, как «мышление» и «творчество». Мы считаем, что в творчестве не может быть мышления, в мышлении не может быть творчества; мышление «работает» с продуктами творчества, а творчество с продуктами мышления.
Основные стадии: подготовительная (сбор материала), «черный ящик» (творческий процесс), получение творческого продукта.
Критериями творческого продукта можно считать следующие: целостность; много скрытой информации; безличность или нейтральность; непредсказуемость; равнозначность.
Мы выделяем два способа вхождения в творческий процесс: спонтанное творчество (нельзя сказать, когда произойдет), вынужденное творчество (запланированный вход в творческий процесс). Спонтанное и вынужденное творчество отличаются только способом вхождения, они идентичны.
Способы обработки информации: невербальный - в творчестве и вербальный - в мышлении. Мы считаем, что в отличие от мышления творчество не создает новую информацию, а более качественно обрабатывает имеющуюся информацию. Творчество функционирует без участия памяти внимания, поэтому творческий процесс недолог по времени (предельная концентрация внимания - это нагрузка для человека). Для творчества необходимо обоснование обработки информации. Творчество - это целенаправленный, а не случайный процесс.
Можно выделить три способа управления вниманием: память внимания, прямое управление, искусственные инструменты (например, противоречия).
Будущему творцу необходимо: желать разрешить задачу творчески; иметь теоретическое представление о творчестве; владеть специальными умениями вхождения в состояние творчества (достигаются системой упражнений); готовиться к творческому процессу (сбор информации); ориентироваться на процесс, а не на результат.
Для обучения творчеству используется специально нами разработанный «прием». Основное его назначение - сформировать у обучаемого представление о творчестве. Многие люди не смогут выполнить его с первого раза, важно представить комментарии и индивидуально решить проблемы, связанные с выполнением «приема». С его помощью можно составить представление о творчестве, а затем найти свой удобный невербальный вход в творческий процесс. Как показала практика нерационально сразу давать «прием», позволяющий человеку войти в состояние творчества. Это можно сделать чуть позже, для начала необходимо объяснить, что такое творчество, что такое внутренний мир. Необходимо привить понимание того, что это другая «область» интеллекта человека.
Опишем «прием» вхождения в творческий процесс. Советуем выбрать некоторую прямоугольную область (картину), сконцентрировать во внутреннем мире на всей этой области свое внимание (не рассматривать ее и не отвлекаться на посторонние мысли). Дождаться момента, когда область станет нестабильной (будет «дрожать»), как правило, это занимает несколько секунд. Теперь самое сложное. Отпустить эту область, но при этом никак не среагировать (в отношении вашего внимания ничего не должно измениться, как будто ничего не произошло). Если все сделано правильно, то появится творческий продукт. Получив достаточно информации о состоянии творчества, обучаемый сможет сформировать свой (невербальный) способ вхождения в творческий процесс. Формирование опыта творчества будет приводить к накоплению шаблонов творчества (креативности).
Итак, творчество и мышление - это разные сферы интеллекта человека, и поэтому понятия «творческое мышление», «творческая деятельность» некорректны. Деятельность состоит из действий, а те соответственно из операций. Что такое творческое действие и что такое творческая операция? Можно ли дать описание творческого действия и творческой операции? Если осуществлена некоторая деятельность, то можно представить каждый ее шаг, либо существует общее представление о ней. Творчество является «черным ящиком», человек не знает, как осуществляется обработка информации в нем, и, следовательно, представление об этом отсутствует. Допустим известно, что происходит в «черном ящике», но в этом случае человек выйдет из сферы творчества, потому что начнет работать память внимания. Творчество применяется для обработки больших объемов информации, поэтому очень важно собрать как можно больше информации в исследуемой области. Творчество - это особое состояние человека, в котором его мировоззрение, предрассудки, предрасположенности не влияют на процесс обработки информации.
Желательно понять природу творчества, как совершенного механизма, неизменно функционирующего, в который не надо что-либо вносить, развитию подлежит креативность. Развивать в себе качества креативной личности можно до бесконечности. Креативность не требует большой концентрации внимания, используется для формирования стиля и формы представления содержания. Для развития креативности необходимы специальные методы преподавания и учения, но главным является понимание природы творчества, творческого процесса, свое видение которых мы представили в разработанной нами антропологической теории творчества и креативности.