Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Все преподаватели средних учебных заведений, в числе которых и преподаватели иностранных языков, решают одновременно три главные задачи:
  • обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний;
  • сформировать основы целостного системного мышления;
  • способствовать умственному развитию студентов.

Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, что любая форма деятельности - будь то углубленное размышление, активное восприятие информации, качественное выполнение любых сложных операций - предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. (Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романов).

Уровень процесса эффективности учебной деятельности зависит от умения преподавателя управлять вниманием своих студентов и научит их владеть процессом планирования своего внимания методом структурирования (Г. Архангельский).

Суть данного метода в том, что, воспринимая информацию, мы делаем срез, рабочее пространство, подвергая его обзору. Информация меняется - обзор меняется соответственно. На любом уровне обзора стоит выделять три области:

  1. Фокус внимания - область, соответствующая сознанию, на которой концентрируется внимание. В ней должен быть один факт, одно явление, один объект, либо воспринимаемая как единое целое группа объектов, которая «внутри себя» также структурирована по (методу структурирования внимания) МСВ - принципу.
  2. Область ближайшего внимания соответствует предсознанию. В ней должно быть 7±2 объекта, или группы объектов, необходимых для контроля на уровне предсознания.
  3. Область далекого внимания соответствует подсознанию. В ней хранится вся остальная информация.

Можно представить обзор рабочего пространства получаемой информации на один момент следующим образом. (Таблица 1)

Таблица 1. Обзор рабочего пространства

Периферийное внимание

Фокус (центр) внимания

Ближайшее внимание

Информация к сведению

Детали

Справки

Уточнения

Ключевые задачи

Социальный опыт по проблеме

Гипотеза

Ассоциации

Обобщение

Систематизация

Это попытка реализовать основную идею обзора - «видим все необходимое в одном месте, имеем полную картину событий, явлений, представляемых в информации».

Важно, что этот обзор, оптимальный для каждого человека, был выращен постепенно, не придуман из головы, тогда он окажется и простым, и удобным. В налаживании обзора стоит применять следующий подход

  1. Сначала привыкнуть «держать все в одном месте» - любую информацию обязательно фиксировать в виде учебных задач
  2. По мере увеличения количества этих задач «выращивать» в них первоначальный порядок: разработать ключевые области, разделить задачи на «близко-нужные», «средние» и «дальние», и т.п. (Важная информация, второстепенная, дополнительная). По мере следования за сюжетом фокус внимания будет ловить ключевые моменты, которые из второстепенных перемещаются и становятся важными, - т.е. студент структурирует внимание, используя все свойства его, сознательно планирует и управляет им, решая ту или иную учебную задачу данного момента.

Основное условие обзора - материализация информации. Все, что хранится только в голове - ненадежно. Создание их оптимального обзора - задача противоречивая. Это всегда поиск баланса между противоположными требованиями:

  • С одной стороны, в идеале вся информация должна быть в одном месте.
  • С другой стороны, информации в «месте обзора» не должно быть слишком много - иначе в ней просто невозможно ориентироваться, поэтому требуется уменьшать количество единовременно обозреваемых задач.

Единственный способ справиться с этим противоречием - структурировать информацию. Следовательно, механизм управления своим вниманием, развития его свойств будет выработан быстрее и продуктивнее при использовании структурирования учебного материала

В практической работе управление вниманием может быть достигнуто следующими способами:

Первый способ - это применение опор, особого рода стимулов, которые обеспечивают переключаемость, концентрацию внимания, распределение его, - что в итоге помогает студенту осознавать учебный материал, понимать и запоминать его. Так на занятиях иностранного языка можно использовать как внутренние (пауза, мелодия и т.д.), так и внешние опоры:

  • вербальные (планы, тезисы, логико-структурные или функциональные схемы, опорные слова или смысловые вехи...),
  • схематические (планы строений, схемы-диаграммы, таблицы, цифры, хронологические таблицы...),
  • иллюстративные опоры (картины, фотографии, комиксы, плакаты...).

Строгая последовательность опор, соответствующая логике предъявляемого учебного материала способствует формированию механизма управлением внимания, при этом надо помнить, что опоры не самоцель, а имеют опосредовательную суть и являются вспомогательным средством для формирования умения планировать свое внимание методом структурирования.

Второй способ - структурирование учебного материала.

Конструирование содержания учебного материала представляет собой такое его упорядочение, при котором последовательность элементов содержания является основой, определяющей отношения между ними, т.е. построение содержания носит принцип систематичности (процедура, с помощью которой составные элементы - факты, события, явления - выстроены в определенную структуру: схему, таблицу, матрицу, - отражая их связи, отношения).

Этот способ будет продуктивнее, если он будет задействован вместе с первым, так как оптимальная структура информации получится при условии нахождения ключевого ядра, дополнительной и второстепенной информации; понять главные идеи, которые подсказывают ключевые слова, предложения, осмысленные при помощи опор.

Эту задачу мы успешно решаем, применяя технологию визуализации учебного материала: специальная подготовка учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать студентам основные или необходимые сведения. Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.).

Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста - как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст, но его качество и прочность будет зависеть от качества и прочности этих схем в памяти. Это довольно сложная интеллектуальная работа и студента надо последовательно к ней готовить.

Создание моделей учебного материала - это «Карты памяти», «Метод группирования», графы, ассоциативные поля и др. создаются, принимая во внимание следующие закономерности:

  • учебный материал большого объема запоминается с трудом;
  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию, учебный материал кодируется в схемы, тематические поля и т.д.

Визуальные образы в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.

Линейный граф Это самая простая форма графа. При такой структуре каждый предыдущий учебный элемент связан только с одним последующим. Графически такая структура выглядит так:

4 

Рис.1. Линейный граф к тексту «Faust»

Студент, включаясь в процесс кодирования и декодирования учебной информации, учиться управлять своим вниманием, планируя его методом структурирования, что становится созидательным инструментов для развития личностных познавательных способностей, у него появляются предпочитаемые способы познания, проявляет избирательность в выборе содержания, форм работы за счет более оптимального баланса «сильных» и «слабых» качеств своего ума, более полного проявления специфических особенностей собственного ментального опыта, учета индивидуальных познавательных склонностей и является фактором успешности в решении учебных и жизненных задач.