- обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний;
- сформировать основы целостного системного мышления;
- способствовать умственному развитию студентов.
Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, что любая форма деятельности - будь то углубленное размышление, активное восприятие информации, качественное выполнение любых сложных операций - предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. (Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романов).
Уровень процесса эффективности учебной деятельности зависит от умения преподавателя управлять вниманием своих студентов и научит их владеть процессом планирования своего внимания методом структурирования (Г. Архангельский).
Суть данного метода в том, что, воспринимая информацию, мы делаем срез, рабочее пространство, подвергая его обзору. Информация меняется - обзор меняется соответственно. На любом уровне обзора стоит выделять три области:
- Фокус внимания - область, соответствующая сознанию, на которой концентрируется внимание. В ней должен быть один факт, одно явление, один объект, либо воспринимаемая как единое целое группа объектов, которая «внутри себя» также структурирована по (методу структурирования внимания) МСВ - принципу.
- Область ближайшего внимания соответствует предсознанию. В ней должно быть 7±2 объекта, или группы объектов, необходимых для контроля на уровне предсознания.
- Область далекого внимания соответствует подсознанию. В ней хранится вся остальная информация.
Можно представить обзор рабочего пространства получаемой информации на один момент следующим образом. (Таблица 1)
Таблица 1. Обзор рабочего пространства
Периферийное внимание |
Фокус (центр) внимания |
Ближайшее внимание |
Информация к сведению Детали Справки Уточнения |
Ключевые задачи |
Социальный опыт по проблеме Гипотеза Ассоциации Обобщение Систематизация |
Это попытка реализовать основную идею обзора - «видим все необходимое в одном месте, имеем полную картину событий, явлений, представляемых в информации».
Важно, что этот обзор, оптимальный для каждого человека, был выращен постепенно, не придуман из головы, тогда он окажется и простым, и удобным. В налаживании обзора стоит применять следующий подход
- Сначала привыкнуть «держать все в одном месте» - любую информацию обязательно фиксировать в виде учебных задач
- По мере увеличения количества этих задач «выращивать» в них первоначальный порядок: разработать ключевые области, разделить задачи на «близко-нужные», «средние» и «дальние», и т.п. (Важная информация, второстепенная, дополнительная). По мере следования за сюжетом фокус внимания будет ловить ключевые моменты, которые из второстепенных перемещаются и становятся важными, - т.е. студент структурирует внимание, используя все свойства его, сознательно планирует и управляет им, решая ту или иную учебную задачу данного момента.
Основное условие обзора - материализация информации. Все, что хранится только в голове - ненадежно. Создание их оптимального обзора - задача противоречивая. Это всегда поиск баланса между противоположными требованиями:
- С одной стороны, в идеале вся информация должна быть в одном месте.
- С другой стороны, информации в «месте обзора» не должно быть слишком много - иначе в ней просто невозможно ориентироваться, поэтому требуется уменьшать количество единовременно обозреваемых задач.
Единственный способ справиться с этим противоречием - структурировать информацию. Следовательно, механизм управления своим вниманием, развития его свойств будет выработан быстрее и продуктивнее при использовании структурирования учебного материала
В практической работе управление вниманием может быть достигнуто следующими способами:
Первый способ - это применение опор, особого рода стимулов, которые обеспечивают переключаемость, концентрацию внимания, распределение его, - что в итоге помогает студенту осознавать учебный материал, понимать и запоминать его. Так на занятиях иностранного языка можно использовать как внутренние (пауза, мелодия и т.д.), так и внешние опоры:
- вербальные (планы, тезисы, логико-структурные или функциональные схемы, опорные слова или смысловые вехи...),
- схематические (планы строений, схемы-диаграммы, таблицы, цифры, хронологические таблицы...),
- иллюстративные опоры (картины, фотографии, комиксы, плакаты...).
Строгая последовательность опор, соответствующая логике предъявляемого учебного материала способствует формированию механизма управлением внимания, при этом надо помнить, что опоры не самоцель, а имеют опосредовательную суть и являются вспомогательным средством для формирования умения планировать свое внимание методом структурирования.
Второй способ - структурирование учебного материала.
Конструирование содержания учебного материала представляет собой такое его упорядочение, при котором последовательность элементов содержания является основой, определяющей отношения между ними, т.е. построение содержания носит принцип систематичности (процедура, с помощью которой составные элементы - факты, события, явления - выстроены в определенную структуру: схему, таблицу, матрицу, - отражая их связи, отношения).
Этот способ будет продуктивнее, если он будет задействован вместе с первым, так как оптимальная структура информации получится при условии нахождения ключевого ядра, дополнительной и второстепенной информации; понять главные идеи, которые подсказывают ключевые слова, предложения, осмысленные при помощи опор.
Эту задачу мы успешно решаем, применяя технологию визуализации учебного материала: специальная подготовка учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать студентам основные или необходимые сведения. Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.).
Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста - как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст, но его качество и прочность будет зависеть от качества и прочности этих схем в памяти. Это довольно сложная интеллектуальная работа и студента надо последовательно к ней готовить.
Создание моделей учебного материала - это «Карты памяти», «Метод группирования», графы, ассоциативные поля и др. создаются, принимая во внимание следующие закономерности:
- учебный материал большого объема запоминается с трудом;
- учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
- выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию, учебный материал кодируется в схемы, тематические поля и т.д.
Визуальные образы в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.
Линейный граф Это самая простая форма графа. При такой структуре каждый предыдущий учебный элемент связан только с одним последующим. Графически такая структура выглядит так:
Рис.1. Линейный граф к тексту «Faust»
Студент, включаясь в процесс кодирования и декодирования учебной информации, учиться управлять своим вниманием, планируя его методом структурирования, что становится созидательным инструментов для развития личностных познавательных способностей, у него появляются предпочитаемые способы познания, проявляет избирательность в выборе содержания, форм работы за счет более оптимального баланса «сильных» и «слабых» качеств своего ума, более полного проявления специфических особенностей собственного ментального опыта, учета индивидуальных познавательных склонностей и является фактором успешности в решении учебных и жизненных задач.