На протяжении ряда последних лет автором данных строк осуществляется попытка, которую можно назвать синхронизацией исследования возможностей игровой деятельности и внедрения его результатов в практику преподавания музыкальной школы. Рабочий вариант гипотезы исследования формулируется в следующем виде - предполагается, что в результате использования игровых методов обучения в музыкальной школе достигаются следующие результаты:
1) повышается познавательная активность учеников;
2) расширяется спектр возможностей активизации познавательной деятельности путем сочетания традиционных и игровых способов обучения.
Для проверки первого пункта гипотезы в качестве основного методологического принципа нами использовался принцип обязательной разработки показателей и критериев эффективности нововведений. Показателям и критериям, без разработки которых не представляется возможным мониторинг познавательной активности, и будет посвящена дальнейшая часть публикации.
Проблема измерений в педагогике относится к числу наиболее сложных, и в настоящее время ее решение явно нельзя считать удовлетворительным. Тем не менее, в педагогической литературе последних лет все чаще употребляются такие термины, как «педагогическая квалиметрия», «педагогическая экспертиза», «метрология» и т.п. Это объясняется, прежде всего, тем, что постановка диагностичных целей требует разработки четких критериев и показателей педагогической процесса.
Активность учеников на уроке - это результат труда педагога. Поэтому представляется важным обоснование и отработка критериев и показателей этого труда, в частности, создание методики, представляющей собой комплекс способов для выявления познавательной активности. Анализ литературы по данному вопросу и анкетирование учителей показывают, что в большинстве случаев используются следующие критерии оценки познавательной активности школьников:
1) интерес;
2) энтузиазм (стремление участвовать в деятельности по собственному желанию);
3) время самостоятельной работы на уроке;
4) эмоциональные проявления;
5) ощущение времени;
6) конечный результат труда школьников.
Ни один из перечисленных критериев нельзя рассматривать уединенно, то есть ни один из них не может считаться достаточным для оценки активизации познавательной деятельности.
Увеличение числа критериев в принципе возможно, но затруднит использование их экспертами.
Данные психологии, говорят о том, что в ограниченный промежуток времени, в данном случае - урок, человек может удерживать одновременно в поле внимания 5-7 предметов.
В качестве примера дадим краткую характеристику одному из критериев.
Интерес. В основе Интереса к учению лежит рефлекс «что такое» (Павлов И.П.). В некоторых, редких, случаях интерес может отсутствовать совсем. Первоначально интерес проявляется в виде любопытства. Более высокой стадией интереса является любознательность. Любознательность может не распространяться на материал всего предмета, а проявляться на отдельных уроках при изучении отдельных тем. «Любознательность, любопытство - это вечные неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности - нет школы... Если на уроке после рассказа учителя, нет никаких вопросов - «все мол, понятно» - это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки» (В.А. Сухомлинский). Приведенная цитата наглядно показывает, что вопросы обучаемого очень сильно характеризуют познавательный интерес. С точки зрения Г.И. Щукиной, многое в познавательном интересе открывает параметр устойчивости. При таком подходе познавательный интерес может быть распределен по 3-м уровням, как ситуативный, относительно устойчивый, и достаточно устойчивый.
Таким образом, основные тезисы, отражающие логику нашего исследования, могут быть сформулированы в следующей редакции:
- игра является мощным активатором познавательной деятельности;
- для мониторинга познавательной активности, проявляющейся в результате применения игровых методов обучения необходимо выработать критерии и показатели познавательной активности.
Вектор дальнейших усилий нашего исследования предполагается направить на создание экспертной методики измерения познавательной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. - 512с.
- Журавлев В. И. Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М., 1988.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.
- Работин И.В. Активизация индивидуальной познавательной деятельности школьников в условиях компьютеризации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1993, - 166с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., «Просвещение», 1973.