Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:
- в профессионально-деятельностной области - адаптация к профессиональной деятельности, к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности;
- в организационно-нормативной области - адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;
- в социально-профессиональной области - адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу (врача, педагога, юриста, инженера и др.);
- в социально-психологической области - адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;
- в социальной области в широком смысле - адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде).
Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.
Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентно идущий процесс и имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:1) наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок; 2) особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации; 3) осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей как самого этого процесса, так и развития социальной среды; 4) специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста: в организационно-нормативной сфере, профессионально-деятельностной сфере, в сферах социальных и психологических ролевых отношений.