Ключевой объект приложения усилий по созданию системы информационно-аналитического обеспечения маркетинга в организации - это ее персонал. Именно от менеджеров и сотрудников зависит сбор, анализ и распространение маркетинговой информации и реакция на нее, необходимые для достижения высокой удовлетворенности потребителей, координация всех маркетинговых функций на предприятии и так далее. Однако действия персонала по созданию и развитию уровня информационной поддержки маркетинговой деятельности зависят от целого ряда человеческих факторов внутренней и внешней среды, влияющих на этот уровень. На наш взгляд, необходимо выделить следующие факторы:
- Факторы высшего менеджмента. Роль высшего менеджмента в способствовании внедрению системы информационно-аналитического обеспечения маркетинга на предприятии считается одной из самых важных. На наш взгляд, наиболее важный ингредиент системы обеспечения - это соответствующее состояние мышления, достижимое только в том случае, если директоры, главные исполнительные сотрудники подразделений и исполнительные сотрудники высшего уровня признают необходимость создания этой системы. Если работа менеджеров оценивается на основе краткосрочной прибыльности предприятия и объемов продаж, то сотрудники, скорее всего, сосредоточатся на увеличении этих показателей, и будут игнорировать удовлетворенность потребителей - рыночный фактор, который способствует долгосрочному развитию организации.
- Модераторы внешней среды и их связь с потребностью в использовании информации. Определенные условия повышают или понижают потребность в информации для принятия решения. Среди таких условий можно выделить:
- Неустойчивость среды, рыночная турбулентность - частые изменения в составе потребителей и их предпочтений. Когда у организации существует фиксированное количество определенных потребителей с постоянными предпочтениями, изучение рыночной информации мало влияет на успешность бизнеса. С другой стороны, если состав потребителей и их предпочтений менее стабильны, есть большая возможность того, что компания «промахнется» с очередным своим предложением в определенный период времени. Поэтому, чем сильнее рыночная турбулентность, тем сильнее потребность в рыночной информации.
- Степень конкуренции на рынке. Сильная конкуренция ведет к расширению выбора у потребителей. Соответственно, организация должна отслеживать и реагировать на изменения потребностей и предпочтений, чтобы иметь уверенность в том, что покупатель выберет именно ее продукт. Организация же, монополизировавшая какой-либо рынок, может сбывать свои товары, не слишком приспосабливая их к конкретным желаниям потребителей. Таким образом, выгоды от рыночной ориентации выше для организаций на высококонкурентном рынке. Чем выше конкуренция на рынке, тем сильнее связь между рыночной ориентацией и успешностью бизнеса.
- Формальное образование и уровень профессиональной подготовки специалистов, занимающихся сбором информации. От них зависит доверие к системе информационно-аналитического обеспечения предприятия. Чем выше воспринимаемая компетентность сотрудника-источника генерации маркетинговых знаний, тем больше ответной реакции на них возникнет у организации. Чем выше степень доверия к сотруднику, тем сильнее ответная реакция организации.
Таким образом, методика анализа кадров системы информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности должна включать следующие группы вопросов:
- определение значимости информации для принятия решений менеджерами различных предприятий;
- выявление внутренних факторов, определяющих различное отношение менеджеров к необходимости использовать информацию при принятии решений;
- анализ влияния внешних факторов на потребность в информации при принятии решений;
- оценка формального образования и уровня профессиональной подготовки специалистов, занятых сбором маркетинговой информации и их влияние на использование информации при принятии решений;
- подготовка персонала к работе с системой и причины передачи функций по информационному обеспечению на аутсорсинг;
- оценка услуг сторонних организаций по решению маркетинговых задач.
Рассмотрим последовательно перечисленные задачи.
При анализе значимости информации для принятия решений менеджерами различных предприятий изучался стиль принятия решений, в т.ч.:
- база для принятия решения: интуиция и опыт, с одной стороны, информация о состоянии рынка и формальное планирование, - с другой;
- время для принятия решения: немедленные действия или подробный анализ деталей;
- использование результатов формального анализа для подтверждения собственных идей;
- доверие к информации при принятии решения;
- условия внешней среды, которые могут повлиять на востребованность информации (неустойчивость среды, возникновение сложных задач).
Все факторы изучались с помощью 5-ти балльной шкалы Лайкерта, использование которой предусматривает возможность выразить степень согласия с некими утверждениями относительно стиля принятия решения, начиная с полного отрицания утверждения и заканчивая абсолютным согласием с ним.
Внутренние факторы, определяющие различное отношение менеджеров к необходимости использовать информацию при принятии решений, в свою очередь, подвержены внутренним и внешним условиям, в которых работает предприятие. Логично предположить, что менеджеры, полагающиеся на интуицию, и менеджеры, полагающиеся на информацию, работают в разных условиях.
Дискриминантный анализ позволяет определить, какие элементы системы информационно-аналитического обеспечения маркетинга характерны для предприятий, на которых работают менеджеры, предпочитающие интуицию анализу информации.
В качестве независимых переменных можно использовать показатели:
- фактическая информационная поддержка маркетинговых решений;
- показатели качества имеющейся на предприятии информации (объективность, достоверность, адекватность, доступность, актуальность, релевантность, стоимость);
- информационные показатели организационной культуры, в т.ч.
- приверженность маркетинговым принципам (ориентация на покупателя, конкурентов, межфункциональная координация);
- базовые положения и ценности (информационный обмен с партнерами, разработка программ лояльности и развитие внутреннего маркетинга);
- артефакты (использование критериев удовлетворенности сторон, развитые базы данных).
Анализ влияния внешних факторов на потребность в информации при принятии решений предполагает учет следующих показателей:
- доступность рыночной информации, в т.ч. предложение товаров; спрос на товары и услуги; тенденции развития рынка, устойчивость, сезонность; коммерческий риск; информация о конечных потребителях; информация о потенциальных потребителях; информация о дистрибьюторах / дилерах; информация о конкурентах;
- наличие методик оценки качества информации;
- высококонкурентный рынок, что проявляется в необходимости учета удовлетворенности покупателей качеством и ассортиментом продукции, ценами и т.д., а также действий конкурентов;
- неустойчивость среды;
- сложность решаемых задач.
Оценка уровня профессиональной подготовки специалистов, занимающихся сбором маркетинговой информации, может производиться только для тех предприятий, у которых есть специальные службы (в т.ч. маркетинговые) или работники, занимающиеся сбором маркетинговой информации. При этом можно выделить 5 уровней подготовки специалистов в области информационно-аналитического обеспечения маркетинга:
- очень высокий - наличие диплома о соответствующем высшем образовании и опыт работы не менее 3 лет;
- высокий - наличие диплома об экономическом (инженерно-экономическом) образовании и опыт работы не менее 3 лет;
- средний - высшее непрофильное образование и опыт работы 1-3 года;
- ниже среднего - высшее непрофильное образование и отсутствие опыта работы;
- низкий - непрофильное среднее образование и отсутствие опыта работы.
Анализ подготовки персонала к работе с системой и причин передачи функций по информационному обеспечению на аутсорсинг предполагает изучение следующих вопросов:
- повышение квалификации кадров, в т.ч. размер средств, выделяемых на повышение квалификации сотрудников в области маркетинга;
- определение областей маркетинговой деятельности, которые требуют информационной поддержки и обеспечиваются специалистами с различным уровнем профессиональной подготовки.
На наш взгляд, полученная информация может быть полезной образовательным учреждениям, занятым переподготовкой и повышением квалификации маркетологов при формирования портфеля образовательных программ дополнительного образования, а также консалтинговым фирмам, оказывающим услуги в области маркетингового аутсорсинга.
При оценке услуг сторонних организаций по решению маркетинговых задач необходимо учитывать следующие вопросы:
- степень распространения услуг сторонних организаций по решению маркетинговых задач среди предприятий;
- причины, по которым часть предприятий не пользуется услугами сторонних организаций;
- обобщающая оценка работы внешнего исполнителя менеджерами предприятий, которые обращались к услугам сторонних организаций;
- сравнительный анализ результатов работы внутреннего отдела маркетинга и внешних исполнителей по следующим позициям: профессионализм; сохранение конфиденциальной информации; сроки выполнения работ; стоимость выполнения работ; склонность к работе на результат.
Итак, приведенная методика оценки кадрового потенциала позволит определить его влияние на состояние системы информационно-аналитического обеспечения маркетинга, а также определить кадровые проблемы и пути их преодоления за счет повышения квалификации работников и привлечения сторонних организаций.