Академик РАМН С.И..Колесников отмечает, что «последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7% в год), значительно опережающие динамику мировой экономики (4,7%). Преодолен спад производства и потребления девяностых годов». Одним из, так называемых, вызовов предстоящего долгосрочного периода, С.И.Колесников определяет: «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентноспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности». Для России ответ на данный вопрос предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, для чего необходимо прежде всего:
- достижение уровня развитых стран по производительности труда, которая будет определяться не столько «фондовооруженностью» периода индустриального развития, сколько уровнем образования и креативностью самого человека.
Целевые установки правительства РФ: «инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынке высокотехнологичных товаров (не менее 10%) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям». Необходимо сформировать условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний». Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Эффективность управления системой качества профессионального образования анализируется путем исследования способов, с помощью которых затраты преобразуются в результаты. Сложность такого исследования определяется тем обстоятельством, что результат профессионального образования зависит от множества переменных, существенно различающихся по своей природе. Среди них важное место занимают социально-экономические переменные, связанные как с состоянием производства, так и с влиянием семьи, социального окружения, мотивации обучаемых. Сложность измерения результата образовательной деятельности приводит некоторых исследователей к отказу в использовании таких понятий как эффективность, производительность по отношению к системе образования. Однако сложность результата образования не должна вести и не ведет к отказу от экономического анализа эффективной деятельности системы профессионального образования.
В.М. Гаськов в своей книге «Управление системой профессионального образования» (М. 2001) обозначил, так называемый, «аргумент эффективности», который предполагает, что «получение квалификации имеет экономический и социальный эффект». Образованный и обученный рабочий производит и зарабатывает больше, чем менее подготовленный. В результате общество выигрывает от высокой производительности труда и дополнительного вклада в национальный продукт, а рабочий получает более высокий доход. Наряду с тем, что образование и обучение приносит выгоду индивиду, оно также сказывается положительно на других членах общества. Однако измерение социальных последствий, вызываемых профессиональных обучением, чрезвычайно затруднительно. Считается, что начальное образование приносит больше социальных выгод обществу, чем другие виды образования и обучения. Начальное образование создает базу знаний, необходимых для любой работы, и способствует включению индивида в социум общества. В то же время высокий уровень квалификации населения может содействовать переходу экономики на производство товаров передовой технологии и ускорить темпы роста народного хозяйства. Высокий уровень национальной рабочей силы может привлечь иностранные инвестиции и содействовать развитию экспортного производства.
Большое значение приобретают системы качества в образовательных учреждениях, формирующих непрерывное профессиональное образование, поскольку именно таким учреждениям приходится самостоятельно разрабатывать различные образовательные программы для граждан любых возрастных групп.
Учреждения начального и среднего профессионального образования испытывают большие трудности при формировании систем качества. Эти трудности связаны с недостатком знаний в области рыночной концепции управления качеством, а также отсутствием специалистов-разработчиков этих систем в образовательных учреждениях. Кроме того механизм финансирования образовательной деятельности до сих пор не стимулирует снижения затрат на подготовку специалистов и выявление резервов внутреннего инвестирования в образование. Таким образом, теоретические, методологические и практические разработки в области экономики качества, формирования систем качества образовательных учреждений остаются чрезвычайно актуальными в настоящее время.
С момента формирования рыночной экономики в нашей стране образование отнесено к сфере услуг (согласно ОК 004-93 ОКПД) и должно обеспечивать себя и другие отрасли образовательными услугами. Образовательное учреждение не просто осуществляет деятельность, направленную на удовлетворение образовательных потребностей, но и несет ответственность за результат, что закреплено Федеральным Законом «О защите прав потребителей». Поэтому услуга может быть определена как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также как собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Обобщение взглядов отечественных и зарубежных ученых на качество непрерывного профессионального образования позволяют систематизировать особенности и аспекты качества образования. Анализ характеристик качества, которые дают международные стандарты ISO, позволяют выделить основные характеристики качества образовательных услуг с точки зрения их потребителей. К характеристикам качества образовательных услуг можно отнести:
- надежность как способность образовательной услуги сохранять значение своих параметров качества в определенных территориальных пределах, в течение определенного времени и при определенных условиях производственной деятельности выпускников согласно полученной профессии или специальности;
- доступность как возможность получения желаемой образовательной услуги любыми гражданами, независимо от их социального статуса и места проживания;
- образовательная среда, способствующая формированию профессиональных компетенций и личностных качеств обучающихся (персонал, уклад жизненного коллектива, обстановка, удобства, оборудование);
- гарантия, означающая возможность получения дополнительных образовательных услуг в рамках получаемого уровня образования.
Анализ исследований по проблеме качества непрерывного профессионального образования показывает, что одни авторы в своих трактовках качества образования ориентированы на потребности личности и общества; вторые - на сформированный уровень знаний , умений и навыков и другие социально значимые качества; третьи, на совокупность свойств и результатов; четвертые на цели и результаты; пятые - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности.
И.П. Третьяковым и Т.И.Шамовой в статье «Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы» представляют следующую трактовку качества образования: «это есть равнодействующая нескольких составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозируемого процесса и результата (стандарта). Системообразующим началом при этом, бесспорно, будут потребности. Именно они, будучи отрефлексированными (осознанными), рождают мотив, а затем с учетом принципа свободного выбора формируют приоритетные цели как личности, так и общества». Все эти составляющие попадают в поле воздействия или взаимодействия различных субъединиц управления. Таким образом, можно говорить о системе управления качеством образования. Следовательно, под управлением качеством непрерывного профессионального образования можно понимать целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата. Следовательно, качество образовательной услуги можно планировать при проектировании параметров образовательной услуги и образовательного процесса и контролировать путем сравнения запланированного показателя с действительным его значением. Параметры качества в системе образования могут иметь количественные и качественные характеристики.
Исследования проблемы качества, проводимые к. э. н. Алексеевой Натальей Георгиевной (2006 год), показывают, что «образовательные услуги могут соответствовать или не соответствовать требованиям и ожиданиям потребителя и иметь дефекты внутренние и внешние». В связи с этим образовательное учреждение должно проводить предупреждающие, корректирующие действия и коррекцию по устранению обнаруженных несоответствий.
Анализ жизненного цикла образовательной услуги в системе непрерывного образования позволяет:
- определить основные составляющие ее качества - качество планирования (качество выбора своего потребителя), качество разработки, качество процесса оказания образовательной услуги, качество реализации компетенций в трудовой деятельности, качество переподготовки;
- установить, что чем раньше образовательное учреждение будет корректировать заложенные в образовательную услугу показатели качества, тем меньше средств потребуется для получения конечного результата с заданными параметрами качества;
- сделать важнейший вывод, что вложение средств в обеспечение всех составляющих качества, гарантирующих предоставление образовательной услуги с ожидаемой потребителем ценностью без последующей корректировки или с незначительной, но оперативно производимой, является важнейшим видом инвестиций в образование.
Современный уровень информации требует от образовательных учреждений готовить не только квалифицированных специалистов, которые могут успешно заниматься своей профессиональной деятельностью, но и ответственных граждан своей станы и ответственных и сознательных граждан своей планеты. Кроме того, в связи со значительным увеличением скорости происходящих в современном мире изменений, специалисты, получившие профессиональное образование должны успешно справляться с такими задачами, как изменение области своей профессиональной деятельности в течение своей карьеры, адаптация к изменившимся условиям профессиональной деятельности, постоянное обновление своих знаний. Таким образом, понятие качества образования значительно шире и богаче понятия качества подготовки специалиста и точнее отражает современные приоритеты развития системы образования.