Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. Вполне справедлива мысль о том, что пройдет ещё не один десяток лет, пока мы получим простые, ясные, интегрированные, удобные в обращении критерии оценки качества образования. На сегодня, даже при отсутствии системного законодательного подкрепления, можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество образования: во-первых, подготовка абитуриентов, измеряемая на основе результатов довузовского образования и результатов вступительных экзаменов; во-вторых, высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава; в-третьих, используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с эволюционными; в-четвёртых, научные исследования в вузе, их влияние на качество образования, исходя из идеи о том, что без науки нет преподавателя; в-пятых, ресурсное обеспечение вуза; в-шестых, наличие автономной структуры, управляющей качеством образования.
Поскольку качество профессионального образования можно повысить путём интеграции образовательной и научной деятельности, на первом этапе достижения этой цели задача должна быть поставлена гораздо проще - вернуть науку в высшие учебные заведения. В результате будут сформированы инновационные вузы, продуманы и внедрены инновационные технологии в вузовское образование. В условиях формирования в России конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний это позволит решить необходимую задачу - превратить вузовское образование в процесс не только учебно-образовательный, но и научно-познавательный. Его составляющая - обучение студентов не только научным знаниям как таковым, но и методологии их получения и применения, чтобы привить им способность к непрерывному самообразованию и профессиональному росту в условиях системной трансформации общества. Лишь следуя этому, можно будет говорить о самодостаточности образования как социального института и его качестве.
Если рассматривать образование как процесс, то его содержание составляет производство, накопление, систематизация и сохранение знаний, т.е. формирование и развитие интеллектуального потенциала общества. Особую роль в этом процессе играет наука. Поэтому интеллектуальный потенциал преподавательского сообщества никогда не измерялся только формальными показателями научного уровня, а оценивался с учётом его коренного вклада в развитие научной мысли, т.е. получение и применение новых знаний. Между тем в последние годы наметилась всё более ясная тенденция к тому, что преподаваемые в вузе учебные дисциплины как бы отчуждаются от соответствующих областей научных знаний. Всё реже культивируется мысль, согласно которой каждая учебная дисциплина должна восприниматься не абстрактно, а как соответствующая отрасль научных знаний. Причины такого положения отнюдь не исчерпываются преобладанием практической направленности в преподавании и отсутствием внимания к теоретическим аспектам подготовки кадров. Дело скорее в том, что во многих вузах, на факультетах и кафедрах нет реальной науки, не ведётся исследований как таковых, нет опыта внедрения результатов научного поиска, а значит, нет и творческой атмосферы. В итоге формируется убеждение, что наука как таковая не нужна; что наука, практика и учебная дисциплина - это непересекающиеся явления, и каждое из них живет самостоятельно.
Выпадение научной составляющей из характеристик труда вузовского преподавателя влечёт за собой значительное снижение его интеллектуального потенциала. Это неизбежно ведёт к тому, что преподавательские будни без должной и постоянной интеллектуальной подпитки, без необходимой научной коммуникации превращаются в рутину, и часть преподавателей, находясь в штате вуза, давно рассматривает эту деятельность как побочную, противопоставляя её любой другой, только не научной, а, как правило, коммерческой. Сам же преподаватель обречён на более или менее умелый пересказ чужих учебников. В результате у студентов формируется не профессиональное самостоятельное мышление, а ассоциативное. Суть его в том, что студент не знает, а лишь реагирует на понятия и категории, услышанные из уст преподавателя. Так, применительно к изучению медицинских дисциплин подобный подход лишь ориентирует на простое знание формальной нормы. Смысл нормы, её предназначение, связь с существующей системой права и законодательства часто остаются за пределами профессионального правосознания многих студентов.
Перспективой существенного улучшения качества обучения по очной форме является применение дистанционных технологий в корпоративной, внутривузовской системе обучения. Это приводит к очно-дистанционной форме обучения, к Интранет-обучению. Иначе говоря, в корпоративной информационной сети учебного заведения информация выкладывается на специально выделенный для этого сервер, доступ к которому имеют все обучающиеся. На этот же сервер возложены функции управления, документирования, текущего контроля процесса обучения. Для студентов и преподавателей составляется обычное расписание занятий очной формы обучения, где происходит непосредственная встреча преподавателей и студентов. Но сам характер этих встреч принципиально меняется. Задача преподавателей - содействие лучшему усвоению и освоению учебной информации в форме индивидуальных консультаций, разъяснения для всех пришедших студентов проблемных вопросов в изучаемом материале, проведение различных видов непосредственного контроля усвоения учебного материала и т.п.
Таким образом, научная основа преподавания - это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем - профессиональную самооценку выпускника, передаёт ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. А потому в условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача готовых знаний - уже не главная задача учебного процесса. Результаты качественного высшего образования - это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии, а нечто большее, чем натаскивание на профессию. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.