Изменения, происходящие во всех странах, выражающиеся, в частности, в ускорении протекающих в обществе процессов и нарастании угроз со стороны глобальных проблем, требуют коренных изменений во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовательной. Согласно "Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.", в нашей стране направления реформирования образования определяются главной задачей российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важным толчком к активным исследованиям в сфере образования стало присоединение России к Болонской декларации, предполагающая достижение к 2010 году необходимых изменений в национальных системах высшего образования, гарантирующие совершенствование качества образования и приведение его к единым европейским стандартам.
При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается совокупность свойств предмета удовлетворять определенным потребностям. Следовательно, качество - комплексная характеристика. По определению профессора Э.М. Короткова [4], «Качество образования ... - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития».
Качество образования характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.
Факторы, оказывающие влияние на качество образования, как известно, многочисленны. К основным могут быть отнесены: система управления вузом, уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора, содержание образовательных программ, квалификация и мотивация деятельности профессионально-преподавательского состава, организация учебного процесса, технологии обучения, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, воспитательная работа, учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями, организация контроля образовательного процесса и его результатов [3].
Рассмотрим один из важных факторов повышения качества образования - это проблема качества деятельности преподавателей, его квалификация и мотивация. Эта проблема обусловлена сменой роли педагога - преподаватель не предоставляет информацию студентам, а дает консультации по ее поиску и работе с ней, где педагогам необходима помощь в формировании подобной компетенции, оттоком квалифицированных кадров из образования в другие отрасли в период экономической нестабильности. Проблема качества образования также обострилась и в связи с непрерывно растущим объемом человеческих знаний, что значительно усложняет деятельность по участию в разработке образовательных программ, содержание образовательных программ, технологию их подготовки и реализацию, что ведет к повышению трудоемкости преподавательского труда.
Важным элементом успешности образовательного процесса является мотивация. Очевидно, что в большинстве случаев мы имеем студента, у которого при поступлении в вуз доминируют внешние мотивы. Это может отразиться на учебной активности, интересе к получению профессионального образования, в крайнем случае - может привести к уходу студентов из вуза, что может повлиять, в конечном счете, на качество подготовки специалистов. Поэтому педагогу необходимо знать основные теории мотивации, способы влияния на студентов, их сильные и слабые стороны.
Е.П. Ильин отмечает, что нельзя извне в процессе профессиональной подготовки формировать мотивы, можно только способствовать этому процессу. Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе профессиональной подготовки и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является задачей педагогики.
Таким образом, основная задача педагога - это вовлечь студента в учебный процесс, а не заставлять его участвовать в нем. Принуждения и угрозы порождают равнодушие и неудовлетворенность, формируют низкую производительность труда, нежелание учиться вообще. Учеба - это лишь часть жизни студента, а не вся жизнь.
В.А. Петросов, делая анализ педагогического процесса вузов, определяет, что потребность студентов в благоприятном доверительном общении с преподавателями часто не получает своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, неустойчивой самооценке, мешает профессиональному становлению и часто ведет к развитию неуверенности. Негативно влияют замкнутые, малообщительные, не умеющие наладить контакт со студентами, надменные, пренебрежительно относящиеся к студентам преподаватели. Преподаватель, знающий и любящий свою деятельность, увлеченный своим предметом, вызывает искреннее уважение со стороны студентов, формирует у них высокий уровень мотивации не только к познанию самого предмета, но и во многом помогает изменить их отношение к самим себе. Это происходит как через освоение учебной дисциплины и приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, так и через механизм симпатии, идентификации студента с преподавателем и подражания ему. Преподавателю, любящему свой предмет и уважающему тех, кому он передает свои знания, хочется подражать.
Следовательно, если преподаватель проявляет профессиональную мотивацию и демонстрирует уверенные формы поведения и общения, то своим примером он способствует формированию у студентов подобного поведения и отношения к себе и окружающим. Преподаватель вуза способствует формированию сильной личности, осознающей свою силу, то есть профессиональной мотивации.
Итак, удовлетворенность студента образовательным процессом открывает студента для положительного и эффективного восприятия преподаваемого и изучаемого материала. Поэтому педагог должен знать и понимать те факторы и то поведение, которые ожидают от него студенты, и которые вызывают их положительное восприятие учебного процесса.
Также удовлетворенность студента позволяет, по существу, установить обратную связь, весьма ценную для выявления сильных и слабых сторон в организации образовательного процесса, коррекции деятельности педагога и в конечном итоге - для повышения качества образования.
Таким образом, качество образования или получения на выходе востребованного работодателями специалиста в первую очередь зависит от качества деятельности педагога и, как следствие, должно положительно отразиться на положении вуза в образовательном пространстве.
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. II), ст. 119.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.
- Захаров Ю.А., Москинов В.А. Основные пути повышения качества высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 1. - C. 100 - 103.
- Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект: Мир, 2006. - 320 с.
- Петросов В.А. Формирование профессиональной мотивации в вузах / Образование в регионах России и СНГ. - №4 (37). - 2006. - С. 30 - 33.