Второй путь - усиление работы по привлечению в вуз иностранных граждан, обучающихся «на условиях полной компенсации затрат», или что более правильно «на основании прямых договоров учебного заведения с физическими или юридическими лицами». Решая конкретные прикладные задачи, связанные с формированием именного этого контингента иностранных учащихся, определяя факторы, влияющие на успешность этого вида деятельности образовательного учреждения, мы столкнулись с проблемой выбора «целевой совокупности», в отношении которой должны строиться наши маркетинговые мероприятия. В ряде предыдущих публикаций мы показали, особенности национального состава иностранных учащихся нашего вуза, дали их возрастную и гендерную характеристики [1]. Был сформулирован своеобразный «портрет» типичного иностранного учащегося нашего учебного заведения (по состоянию на 1999 год). Исходя из наших исследований, типичный иностранный студент периода конца ХХ века это: «...мужчина в возрасте 20-28 лет, выходец из Индии, Ливана или эмигрант из бывшего СССР» [2]. Вместе с тем, целая группа весьма существенных вопросов осталась как бы за рамками ранее проведенных исследований. Среди них вопросы, касающиеся побудительных мотивов обучения в Российской Федерации, трудовых предпочтений иностранных граждан, социального статуса семей учащихся и др.
Объектом «слепого» анкетирования послужили иностранные учащиеся, обучавшиеся на всех курсах лечебного и стоматологического факультетов медицинского университета без их дифференциации по половым и возрастным группам. Соответствующие факультеты были выбраны исходя из того, что более 99% граждан иностранных государств обучалась именно по этим специальностям.
Наиболее интересным оказался вопрос о причинах, побудивших иностранных учащихся к обучению в Российской Федерации, при этом авторы сознательно включили в анкету вопросы, заданные в 1994 году руководителям образовательных учреждений РФ (опрос проводился Госкомвузом) [3]. Анализ в определенной степени затруднен из-за того, что в число вопросов, заданных в исследовании, проводившимся Госкомвузом среди руководителей вузов не представляется возможным «задним числом» включить специфические вопросы, заданные в анкетах нашим учащимся. Результаты анкетирования приведены в табл. 1.
Таблица 1. Причины выбора обучения в Российской Федерации (по данным анкетирования)
№ п.п. |
Группы причин |
Удельный вес (в% к опрошенным учащимся КГМУ - 2006-2007 гг.) |
Удельный вес (опрос Госкомвуза - 1994 г. -% ответов) |
1 |
Относительно невысокая стоимость обучения |
50,4 |
40,0 |
2 |
Отсутствие дискриминации по итогам успеваемости в средней школе (допустимый балл) |
16,8 |
Вопрос не задавался |
3 |
Возможность «доучивания» на подфаках |
8,4 |
Вопрос не задавался |
4 |
Высокое качество обучения и большой набор специальностей |
4,2 |
43,3 |
5 |
Желание лучше изучить русский язык |
3,4 |
8,3 |
6 |
Конвертируемость российских дипломов |
8,4 |
8,3 |
7 |
Наличие друзей, родственников или соседей, ранее или сейчас обучающихся в России |
8,4 |
Вопрос не задавался |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Как видно из приведенных данных, среди причин, послуживших основанием для выбора вузов Российской Федерации, в качестве места для получения специальности, на одном из первых мест, как иностранные учащиеся, так и руководители образовательных учреждений поставили причину - «относительно невысокая стоимость обучения», примерно одинаково оценивают как учащиеся, таки и ректоры вузов фактор конвертируемости российских дипломов (8,3 и 8,4% соответственно).
Вместе с тем, параметр «высокое качество обучения и большой набор специальностей» столь высоко оцененный руководителями вузов, практически не влияет на выбор Российской Федерации в качестве места обучения для иностранных граждан (43,3 и 4,2% соответственно). Примерно так же обстоит дело и с желанием иностранных граждан «лучше изучить русский язык» (3,4% по сравнению с 8,3% у руководителей вузов). Подобные разночтения, вероятно, связаны с тем, что русский язык в случае учащихся медицинского вуза является инструментом обучения, а не предметом, который они изучают для приобретения специальности. Вероятно при опросе учащихся «классического» университета с филологическими специальностями эти показатели совпали бы в большей степени. Что же касается набора специальностей, то для лиц, уже начавших обучение по конкретной специальности, он уже теряет свою актуальность, но, вполне вероятно, что именно этот показатель важен в процессе выбора специальности.
Учащимся было предложено расставить по степени убывания положительные и отрицательные факторы, связанные особенностями жизни, быта и обучения иностранцев на территории Краснодарского края (Краснодара).
Результаты ранжирования этих факторов учащимися представлены в табл. 2.
Таблица 2. Ранжирование факторов, влияющих на условия жизни, быта и обучения иностранных учащихся
Факторы положительного характера |
Факторы отрицательного характера |
Относительно малая стоимость обучения |
Дороговизна проживания |
Благоприятный климат |
Дороговизна продуктов питания |
Открытость для граждан «стран-изгоев» |
Удаленность от посольств |
Наличие прямых авиарейсов в страну происхождения |
Трудности признания диплома на родине и в третьих странах |
Относительная национальная терпимость |
Усложнение процедуры въезда-выезда в связи с принятием нового законодательства |
Близость Республики Адыгея (возможность отмечать мусульманские праздники и осуществлять отправление исламских обрядов) |
Появление групп хулиганов националистического толка |
Опыт вуза по подготовке иностранцев |
Недостаточное техническое оснащение кафедр |
Как видно из таблицы, как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на условия жизни, быта и обучения иностранных граждан, представлены в первую очередь факторами материального характера (стоимость обучения, стоимость проживания и стоимость продуктов питания) с некоторым допущением к факторам материального характера можно отнести и климат, т.к. проживание в более холодных местностях требует повышенных затрат на приобретение сезонной одежды, передвижение и т.п.
Вопреки нашим предположениям, как положительные, так и отрицательные факторы, связанные с вероисповеданием и национальной терпимостью коренного населения (исходя из того, что более 70% обучающихся иностранных учащихся исповедуют ислам), отнесены учащимися на предпоследнее место по их значимости для них. Более важным, с точки зрения иностранных учащихся, является открытость страны для граждан государств, подвергающихся дискриминации со стороны мирового сообщества, возможность прямых контактов с родиной и др.
Вопросы выбора учебного заведения для получения специальности требует признания факта единства рынок образовательных услуг с рынком рабочей силы. Если в процессе обучения не будет приобретена специальность, применимая как на родине, так и в третьей стране, учащиеся будут игнорировать такое образовательное учреждение. Планы учащихся на последующее трудоустройство изучались посредством интервью с каждым десятым учащимся, не зависимо от курса и факультета.
Исследование проводилось без участия лиц, обучающихся за счет федерального бюджета Российской Федерации, т.к. при отборе на учебу, в ряде случаев, учащиеся принимали на себя определенные обязательства по последующему трудоустройству.
Как оказалось, большинство учащихся рассматривает свою дальнейшую карьеру (после полного завершения образования) как работу в частной клинике принадлежащей (или финансируемой) родственниками выпускника. Работа в государственной клинике рассматривается в лучшем случае как дополнительный заработок или деятельность по типу «благотворительности» направленную на повышение престижа данного медицинского работника. Многие учащиеся готовы рассматривать работу на родине после окончания обучения как ступень для последующего переноса трудовой деятельности в другие страны (как правило - своего региона). Существует категория (выходцы из Индии) выпускников, нацеленная на работу в государствах Европы, в том числе: Великобритании, Германии, Франции. На работу во Франции ориентированы и некоторые выпускники из Ливана.
В большинстве своем, рассматривая предпочтительные специальности, следует выделить желание иностранных учащихся работать в отраслях не требующие больших инвестиций для организации собственного дела. Практически нет желающих работать в высокотехнологических медицинских центрах, т.к. финансовые возможности стран происхождения не позволят создать реально функционирующие медицинские учреждения на частной основе, а системы медицинского страхования не в состоянии профинансировать подобные проекты.
Таким образом, на выбор в качестве места учебы образовательных учреждений Российской Федерации оказывают влияние разнообразные факторы, зачастую не зависящие от образовательного учреждения. Значительное влияние на выбор места обучения играют предпочтения, сформировавшиеся в семье (окружении) учащегося, связанные с планами последующего трудоустройства. Реализация программы расширения экспорта образовательных услуг требует настойчивой совместной работы, как международных структур учебного заведения, его руководителей, так и государственных органов, имеющих возможность для системного влияния на факторы формирования спроса на образовательные услуги Российской высшей школы.
Список литературы
- Казарин Б.В., Кобелева Е.Е., Дуби-нин О.П. Особенности формирования контингента иностранных учащихся Кубанской государственной медицинской академии. // Кубанский научно-медицинский вестник. - 1999. - № 11. - С. 66-71.
- Казарин Б.В., Кобелева Е.Е. Структура контингента иностранных учащихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования. // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9, С. 202-204.
- Подготовка специалистов для зарубежных стран в вузах России: состояние и перспективы. -М. - 1994. - 15 с.