Клиника пропедевтики внутренних болезней является начальным этапом обучения студентов, приобретения ими методики и навыков расспроса и физического обследования больного. На последующих курсах эти навыки закрепляются, но именно пропедевтика обучает студентов семиотике, методам врачебной диагностической техники.
Можно выделить несколько разделов, усвоение которых вызывает определённые трудности у студентов. В первую очередь это физическое исследование сердечно-сосудистой системы, в частности, аускультация сердца. Обучению аускультации сердца как основе пропедевтики, отводится одно из главных мест в подготовке врача. Знание механизма возникновения основных тонов, изменение их интенсивности, появление добавочных тонов способствует распознаванию многих болезней сердца. При этом надо хорошо знать варианты нормы. Наибольшую трудность испытывают студенты и, как показали наши исследования, врачи в распознавании шумов сердца. При выявлении шума необходимо определить фазу, в которую он появляется, решить по множеству критериев органический он или функциональный, определить степень его интенсивности и, учитывая данные расспроса, осмотра, пальпации сердца, по возможности, определить степень тяжести поражения сердца. Все это требует больших усилий не только студентов в процессе обучения, но и преподавателя.
Другим не менее важным и сложным разделом является пальпация органов брюшной полости.
В распознавании болезней органов пищеварения врачи порой встречаются с несравненно большими трудностями, чем при диагностике болезней сердечно-сосудистой системы или органов дыхания. В условиях работы скорой медицинской помощи, поликлинической практики особенно важно знание и хорошее владение методами физического обследования органов брюшной полости.
Учитывая технические сложности, дороговизну, трудности выполнения многих гастроэнтерологических инструментальных методов, полное обследование больного не всегда возможно и необходимо, особенно при первичном осмотре пациента. Поэтому студенты должны хорошо ориентироваться в многосложной симптоматике заболеваний органов брюшной полости. Именно на кафедре пропедевтики внутренних болезней студенты обучаются пальпации органов брюшной полости, совершенствуют навыки на последующих этапах обучения. Однако, не может вызывать тревогу тот факт, что многие врачи не умеют пальпировать органы брюшной полости, не диагностируют даже большие опухоли на амбулаторном этапе исследования, что ведёт к диагностическим ошибкам, нередко фатальным.
В связи с этим нельзя не отметить, что в процессе обучения в вузе большее влияние уделяется теоретическим знаниям и врач порой не совершенствует в должной мере навыки физикального обследования больного в процессе дальнейшей работы, уповая на инструментальные методы исследования, что отдаляет врача от больного. По нашим данным наибольшее число (55% из 200 изучаемых историй болезней) диагностических осмотров относится именно к несовершенству клинического обследования больного. Чаще всего ошибки возникают из-за бессистемности в этой работе: правильное обследование позволило бы врачу достаточно точно определить заболевание порой даже без применения вспомогательных методов. Многие врачи могут привести немало примеров из практики, когда отсутствие правильной методики сбора анамнеза, недооценки метода клинического осмотра «с головы до ног», неполноценность использования методик пальпации, перкуссии, аускультации были причинами грубых диагностических ошибок, ошибочной интерпретации состояния больного. Игнорирование клинических методов обследования приводит порой также к неправильной оценке полученных инструментальных, лабораторных данных. Именно поэтому обучение студентов навыкам физикального обследования представляется чрезвычайно важным не только на этапах обучения в вузе, но и постдипломного образования.