А.Г. Асмолов относит характер к инструментальным проявлениям индивидуальности личности. При этом под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы. Такое понимание характера основывается в первую очередь на представлениях о характере С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе. С точки зрения этих исследователей, разрабатывавших динамический подход к изучению характера, единицами анализа характера являются динамические тенденции, фиксированные обобщенные установки личности [2].
В структуре характера обычно выделяют две группы черт - нравственные и волевые.
Какими чертами характера должен обладать профессиональный психолог? Сама постановка вопроса, очевидно, может вызвать сомнение в корректности его формулировки. Однако, несомненно, что те или иные черты характера психолога накладывают вполне определенный отпечаток на его профессиональную деятельность. Да и сама профессиональная деятельность, требуя от психолога обладания определенными чертами характера, формирует эти черты.
Если говорить о нравственности, то следует отметить точку зрения Г.С. Абрамовой, В.А. Пономаренко и других авторов о том, что нравственность является мерой профессионализма психолога, важной духовной составляющей его личности, определяет способы его взаимодействия с людьми. Только высоконравственный человек может иметь моральное право оказывать другому человеку психологическую помощь.
Как в российской, так и в зарубежной практике проблемы нравственности занимают одно из ведущих мест, определяющих не только уровень воспитанности психолога, но и уровень его профессионализма. Так в США в 1992 г. принимается документ - «Этические принципы психологов и кодекс поведения». Первая часть документа включает общие принципы, которые формируют содержательную направленность документа: компетентность, честность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам и достоинству человека, забота о благополучии другого и социальная ответственность. Второй раздел содержит этические нормы - правила поведения, которым должен следовать каждый психолог. Психолог, согласно данному документу, придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Отсюда основные этические принципы деятельности психолога, которые изложены в Биографическом справочнике Американской психологической ассоциации [См. 1]. В числе таких принципов: социальная ответственность перед обществом; моральные стандарты; недопущение ошибочного представления о собственной профессиональной квалификации; конфиденциальность; благополучие клиента; честность по отношению к коллегам; меры предосторожности в исследованиях и публикации полученных результатов и др.
В России в последнее десятилетие принят ряд этических кодексов - Российского психологического общества (РПО), а также психологических сообществ в регионах страны. Согласно Этическому кодексу РПО, этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
К важнейшим нравственным качествам личности психолога следует отнести такие положительные черты характера как альтруизм, благожелательность, вежливость, великодушие, гуманность, деликатность, доброта, душевность, искренность, отзывчивость, порядочность, почтительность, приветливость, сердечность, скромность, совестливость, сострадательность, справедливость, тактичность, толерантность, уважительность, человечность, честность, чуткость, эмпатия и т.п.
С одной стороны эти качества являются показанием к выбору профессии психолога, с другой стороны, в процессе профессиональной подготовки предполагается развитие данных личностных характеристик. Это порождает некоторые затруднения в их трактовке - следует ли рассматривать их как личностные характеристики специалиста, либо стоит отнести их к профессионально важным качествам психолога.
Согласно позиции П.Ф. Каптерева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Д. Холланда, данные группы свойств необходимо различать. Личностные качества определяют выбор профессии и существуют до профессиональной и трудовой деятельности. Следовательно, высокий уровень развития нравственных характеристик личности будущего психолога позволит отнести их к личностным качествам, а низкий - к профессионально важным свойствам специалиста [3].
В то же время следует назвать и черты, вроде бы имеющие отношение к нравственным характеристикам, но выступающие как их противоположности. К таким - неприемлемым чертам (препятствующим успешной профессиональной деятельности) психолога следует отнести: аморальность, безответственность, безразличие, высокомерие, грубость, злобу, лживость, наглость, надменность, нескромность, иронию, подлость, пошлость, предвзятость, презрительность, равнодушие, сарказм циничность, чванливость, черствость, эгоизм, язвительность.
Однако следует учесть, что психолог может обладать чертами, которые одновременно могут рассматриваться как приемлемые, так и неприемлемые для успешной профессиональной деятельности. К таким чертам можно отнести властность, впечатлительность, гордость, дотошность, жизнерадостность, загадочность, мягкость, нежность, непреклонность, откровенность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, хитрость и некоторые другие. К примеру, проявление психологом жизнерадостности вряд ли будет уместным в ситуации консультирования клиента, испытывающего проблемы, никак не вызывающие радости, бодрости, оптимизма и т.п. Вряд ли психологу поможет самоуверенность в постановке психологического диагноза, прогнозировании поведения клиента и в совместном решении с ним психологических, жизненных проблем. В иных ситуациях те же и другие качества вполне могут быть приемлемыми и даже необходимыми.
В целом, нравственность, как системное свойство личности выступает одновременно и предпосылкой и результатом успешной деятельности профессионального психолога. Формирование нравственных черт характера происходит в процессе профессиональной подготовки будущих психологов и продолжается в процессе всей профессиональной деятельности.
Список литературы
- Акимова М.К., Берулава Е.М. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Гуревича К.М., Борисо-вой Е.М. - М., 1995, - С. 338-352.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. М., 2007.
- Шафикова Г.Р. Нравственность будущего психолога профессионала / Психолог в современном обществе: от образовании к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар; Воронеж, 2007. - С. 37-45.