Способности - одно из важнейших качеств личности профессионала, которое едва ли не в первую очередь определяет успешность овладения профессиональными знаниями и умениями, обеспечивает становление социально-профессиональной компетентности. В контексте нашего анализа профессиональные способности мы рассматриваем как характеристики личности психолога, обеспечивающие успешное выполнение им своей профессиональной деятельности. Беря за основу классификацию способностей, предложенную Б.М. Тепловым, к профессиональным способностям психолога прежде всего отнесем межличностные (коммуникационные) способности, теоретические и практические способности, а также творческие способности.
Относительно психолога в качестве межличностных мы рассматриваем следующие способности: речевые; способность слушать других людей; межличностного восприятия; профессионального оценивания людей; способность располагать к себе людей; к сопереживанию, сочувствованию; установления и поддержания контакта с другими людьми; способность находить общий язык с разными людьми; понимать настроения и намерения других людей; воздействовать на людей; вызывать доверие у других людей; завоевывать авторитет; противостоять психологической манипуляции со стороны других людей, распознавать фальшь, лживость, неискренность; читать и интерпретировать внутреннее состояние другого по нюансам поведения; способность к невербальным коммуникациям; социально-психологической адаптации к различным ситуациям; организаторские способности; управленческие; способность к самопрезентации и др.
Что касается теоретических и практических способностей, то Б.М. Теплов, как известно, считает, что они чаще всего не сочетаются друг с другом. Однако в плане профессиональной деятельности психолога «развести» эти способности практически невозможно. Например, научно-исследовательская деятельность психолога, как правило, предполагает решение задач теоретического и эмпирического исследования. В этом смысле от психолога требуются, с одной стороны, теоретические способности, с другой - практические. По сути, и те и другие выступают как две стороны единого научно-исследовательского процесса. Практическая (консультативная, коррекционная и т.п.) работа психолога требует необходимого уровня теоретической подготовки, выбора теоретического основания, научных теоретических предпочтений, опираясь на которые психолог строит свою практическую работу. Теоретическими способностями психолога могут выступать способности к абстрактно-теоретическим размышлениям, интеллектуальные способности, прогностические, аналитический склад ума, способность перерабатывать, анализировать, обобщать, критически оценивать полученную информацию. Практические способности предполагают склонность к конкретным практическим действиям. Это способности, которые изучены мало и ограниченно. Больше всего исследованы музыкальные способности, но и они в основном связаны с выработкой двигательных навыков и умений. Однако такой подход, когда о практической деятельности говорят как о предполагающей лишь двигательные действия и операции, представляется ограниченным. Если взять деятельность психолога-практика, занимающегося психологическим консультированием, психологической коррекцией, психологической диагностикой, психологическим просвещением и другими видами прикладной деятельности, то оценка способностей, определяющих успешность такой деятельности, вряд ли будет уместной с применением критериев, валидных для массовых рабочих или музыкальных профессий.
К практическим способностям психолога на общем уровне можно отнести способность брать личную ответственность за свои действия и поступки, высокую работоспособность и др. В качестве практических могут выступать и приведенные выше межличностные способности. Практическими для психолога-преподавателя являются и педагогические способности, которые не исключают (но даже требуют) наличия и теоретических способностей, поскольку для преподавателя высшей школы необходимой является и научно-исследовательская деятельность.
К творческим способностям психолога отнесем способность оригинально решать исследовательские теоретические задачи и задачи практической профессиональной деятельности; способность комбинировать, дивергентное мышление - способность генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, варьировать способы решения проблемы, что приводит к неожиданным выводам и результатам; находчивость, изобретательность, спонтанность.