Но для системы педагогически организованного профессионального образования, базирующегося на принципах непрерывности, преемственности, целостности многоуровневость не приемлема. Учитель с минимальным уровнем профессиональной компетентности неминуемо скатится к эмпирическому репродуцированию, муштре, авторитаризму в работе с детьми. Что, кстати сказать, и наблюдается в последние годы, как в общеобразовательной, так и высшей школе.
Кроме проблемы обновления кадрового состава учителей и преподавателей, в настоящее время актуализируется проблема воссоздания в России теории научного образования. В контексте данной теории (С.И. Гессен, 1923) овладению человеком научным методом познания предшествуют начальный «эпизодический» и «систематический» этапы непрерывного образования. Современная праксиология также закрепляет за педагогической профессией статус творческой, так как предполагает многоступенчатый непрерывный длительный процесс профессионализации вплоть до овладения будущим учителем профессионально-педагогической культурой через этапы пропедевтического введения в профессию, профессионального становления как профессионала через профессиональную адаптацию, формирование профессиональной направленности на творческий характер педагогической деятельности, профессиональное развитие и, наконец, готовности к педагогическому труду.
Важной тенденцией развития современного педагогического образования выступает переход от квалификационного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя к компетентностному. Становление профессионализма учителя предполагает наличие готовности и способности к творческой самореализации и постоянному профессионально-личностному саморазвитию. Понимание творческой природы педагогического труда позволяет нам сделать предположение о творческой составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя.
Творческая компетентность - интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, обеспечивающая ему эффективность деятельности в типовых и неординарных ситуациях школьной жизни, выступающая системообразующим компонентом в структуре профессионально-педагогической компетентности, фактором становления профессионализма будущего учителя, продуктивности его педагогической деятельности, педагогического общения, личностной самореализации, условием компетентной поддержки творческого развития учащихся.
В процессе историко-педагогического анализа проблемы развития ТК БУ было установлено, что способность и готовность осуществлять творческий подход к обучению и воспитанию школьников является социально значимым ориентиром государственной образовательной политики, имеет жизненную ценность для всех участников образовательной деятельности и выступает средством созидательной социализации подрастающего поколения. Так, по данным нашего исследования, у абсолютного большинства респондентов (преподавателей, учителей, студентов-педагогов) присутствует повышенный интерес к изучению основ педагогической эвристики и креативной психологии, технологиям педагогического творчества в труде учителя.
В то же время установлено, что учителя, владеющего искусством педагогического труда отличают особые поведенческие характеристики, которые можно отнести к показателям ТК.
Изучение современных подходов к повышению качества профессионально-педагогической подготовки учителей позволило нам разработать концепцию СиР ТК БУ в системе педагогического образования.
Особое внимание уделено обоснованию значимости творчески развивающего образовательного пространства для СиР ТК БУ.
Общеметодологический системный подход к изучению проблемы позволил рассмотреть ТК как системное качество личности учителя, её структурные компоненты: гностический, технологический, личностно развивающий.
В концепции обоснованы закономерности и тенденции, принципы и факторы СиР ТК БУ
В процессе разработки концепции значительное внимание было уделено определению критериев и уровней развития ТК БУ
Реализация концепции СиР ТК БУ в системе педагогического образования Удмуртской Республики позволила получить результаты, свидетельствующие о положительной динамике как в развитии ТК студентов экспериментальных групп, так и в повышении качества их профессионализма в целом.