Возрастающая значимость качества подготовки учителей диктуется существенными сдвигами в социальной, интеллектуальной, духовной сферах общества. В связи с этим принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности воспитательной работы в педагогическом институте. Одним из важных факторов повышения качества профессиональной подготовки учителя является перспективный план воспитательной работы, где отражены основные цели и направления развития данной системы. Текущее планирование выполняется на учебный год и включает цели, содержание, основные виды и ожидаемые результаты деятельности студентов. При этом важным фактором функционирования системы воспитательной работы является то, что в процессе студенты проходят в своем развитии ряд этапов самостоятельности.
В определении вечной категории педагогики «воспитание» нет единого понимания его сущности, структуры, функций. По утверждению И.Я Лернера, воспитание обращено на систему знаний о нормах поведения, оценок отношения к миру и общественным ценностям в целом, а обучение стремится обеспечить усвоение знаний, умений, опыта творческой деятельности и отношения к процессу усвоения как ценности, безотносительно ко всей системе социальных ценностей, определяющих восприятие и поведение. Вместе с тем, важно учесть, что воспитание - это самовоспитание. В связи с этим воспитание представляется как создание, поддержание, воспроизводство условий (внутренних и внешних), способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, стремлению к нравственности. И поэтому воспитание - это, прежде всего процесс, направленный на усвоение нравственных норм как составной части культуры.
Великий мыслитель Кант считал, что: «поведение человека диктуется свободной волей, бессмертной душой, богом т.е. трансцендентными нормами». В логике нашего исследования, особое значение имеет концепция внутренней свободы как возможности самостоятельного выбора и самореализации человека современных философов, таких как: Б.Т. Григорьян, А.Г. Мысливченко, М.С. Каган, Л.П. Буева, И.Т. Фролов.
В соответствии со сказанным, эффективность нравственного воспитания студента зависит от системы следующих принципов;
- принцип ценностных ориентаций, ориентирующий студента на будущее, на устремленность к идеалу и требующий осознанности иерархии ценностных ориентаций (смысловой определенности), позволяющий планировать и прогнозировать саморазвитие;
- принцип цельности субъект, ориентирующий студента на создание своих мыслей, слов, поступков и их единства, требующий самооценки, контроля и коррекции деятельности личности по самосовершенствованию;
- принцип конкретности, предполагающий владение студентом этническими, национальными, государственными ценностями (через ориентацию на принципы самопознания, самоопределения, самосовершенствования и самопреображения);
- принцип преемственности нравственного воспитания, побуждающий студента на самовоспитание опираться на социальный опыт, на богатый пласт отечественной и мировой культуры и развивать их;
- принцип учета всесторонних связей означающий выраженность культуры мышления, эмоционально-чувственной культуры через качества личности;
- принцип развития самосознания, самосозидания студента, предусматривающий его включенность в новые социальные преобразования.
Ведущей тенденцией, на наш взгляд, современного воспитания является, перенесение центра внимания к интересам обучаемого, возвращение к личности, переориентация воспитания на развитие, возвращение к человеку, возрождение гуманистической традиции в контексте нравственных отношений, на основе ценностного подхода, освоение нового, создание и прорабатывание «смыслового поля ценностей». В современных условиях «новый гуманизм» раскрывает иную гуманистическую концепцию жизни.
Таким образом, решение этой задачи предполагает использования цивилизационный, культурологический, аксиологический и деятельностный подходы. Философскую предпосылку составляет понимание человека как многомерного, био-социо-культурного феномена, существующего в трех измерениях: в соотношении с обществом как целым, характером его культуры, типом его социальности. Эти фундаментальные измерения, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом все они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей [Лапин Н.И.]. Их объединяет понимание человека как активного субъекта действия.
В качестве специальной методологии выступают:
- цивилизационный подход, рассматривающий процесс нравственного воспитания в соответствии с требованиями цивилизации (социального будущего) к жизни, обществе, следуя общечеловеческим ценностям, усваивая ценности своего общества; к жизни в этносе, принимая национальные ценности; к жизни в гармонии со своим духовным миром;
- культурологический подход, характеризующий развитие нравственного воспитания с позиции нового понимания гуманистического идеала; роли духовной свободы, нравственности, ответственности;
- субъектно-интегративный подход, раскрывающий нравственное воспитание с учетом уровня самосознания и духовности, с ориентацией на сознательное формирование субъектности и цельности личности;
- аксиологический подход, позволяющий анализировать процесс нравственного воспитания школьника через детерминацию ценностно-смыслового отношения личности к своим духовным способностям и качествам;
- деятельностный подход, предполагающий включение школьников в решение творческих учебно-познавательных задач с целью формирования духовно-нравственных качеств.
Таким образом, вышеуказанные подходы являются инструментами реализации системы профессиональной подготовки студентов, активизируют деятельность обучаемых, актуализируют ценностно-смысловое поле, в целом способствуют становлению личности. При целенаправленном нравственном воспитании студента проявляется ряд тенденций процесса: устремленность личности к самопознанию и обретению идеала; расширение использования своего нравственного потенциала; ориентация на культивирование духовности как качество человека; расширение информационной базы и свободы выбора знания; рост интереса нравственному наследию этноса и страны; к диалогу культур.
Основным фактором нравственного воспитания выступает духовная культура, обладающей духовной свободой. Духовная культура студента - интегральное качество личности, определяющее ее направленность на созидание собственного смыслового поля ценностей; способ освоения базовых ценностных ориентаций в жизнедеятельности; мера присвоения и актуализации духовных ценностей. Уровни нравственности студента связаны с его самосознанием и иллюстрированы смысловым полем ценностей личности и принципам самосовершенствования, самоопределения, самопознания.
Между тем возникает противоречие между объективной потребностью в нравственности человека и низким уровнем ее развития у студента.
Нравственность предстает, с одной стороны, как душевный склад личности, нрав, черты характера (приобретенное качество). С другой стороны, она выступает как внутренняя культура личности, обеспечивающая ее саморазвитие, являясь частью общей нравственности.
В качестве основных закономерностей развития процесса нравственного воспитания можно назвать: взаимосвязь профессиональной, этической и общекультурной подготовки студентов в современных условиях; единство всех факторов в становлении личности; взаимообусловленность процессов развития профессионально-познавательных интересов и уровня нравственности личности; единство целевых, содержательных, процессуальных и прогностических сторон деятельности педагогического института.
Определение критериев эффективности воспитания - сложная задача, ибо в педагогике трудно применить жесткие критерии. Однако важными критериями нравственного воспитания студента, свидетельствующими о нравственном саморазвитии в соответствии с принципами самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самоактуализации, самопреображения, являются личностный рост студента, его положительная самооценка, познавательная активность, соблюдение норм морали во всех сферах жизнедеятельности, которые мы считаем главным критерием воспитательной работы.
Показателем личной социальной зрелости, по мнению М.М. Рубинштейна, является сформированность нравственных элементов характера. Выработка нравственного характера он считал одной из самых главных задач воспитания, поскольку нравственный характер является сам для себя законом, а нравственный закон - это внутренний закон. Исходным принципом нравственного воспитания, по его мнению, является тесная, неразрывная связь личного и гражданского в человеке. Нравственность и гражданская зрелость проявляется в том, чтобы в качестве члена определенного общества проводить в жизнь нравственные принципы.
Нравственное воспитание - процесс достижения студентами высокой нравственной воспитанности посредством педагогической поддержки, формирования нравственного сознания в единстве с поступками.