Актуальность проблемы качества высшего образования, осознаваемая все в большей мере как в самой системе, так и в обществе, обусловлена следующими обстоятельствами:
- необходимостью разработки государственных образовательных стандартов и обеспечения их требований к уровню подготовки специалистов;
- становлением и развитием рынка труда, повышением спроса на специалистов высокой профессиональной квалификации;
- изменением содержания самих профессий;
- стремлением современных молодых людей получить качественное образование, которое в наибольшей мере содействует развитию их личностных сил и благоприятствует профессиональной карьере;
- развитием международного сотрудничества и обмена студентами и специалистами, сопровождаемого необходимостью взаимного признания документов об образовании;
- недостаточной научной проработкой проблемы качества образования, его структуры и содержания, диагностики и оценки, норм и механизмов оценки.
Проблема управлением качеством на современном этапе является общий для всех видов профессионального образования, в том числе и профессионально-педагогического, но в то же время ее проявление зависит от специфики направлений и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов. [1]
Профессиональная подготовка специалиста представляет собой одну из взаимосвязанных подсистем структуры профессионального образования как педагогической системы и подразумевает, что будущий специалист овладеет необходимым объемом компетенций, достаточных для включения в различные виды профессиональной деятельности.
Для педагогов, занимающихся профессиональным воспитанием и обучением будущего персонала производственных предприятий и различных организаций, получение качественного образования является еще более важным, так как уровень их профессиональной подготовки будет во многом определять качество труда рабочих, через оказание ими услуги и производимые материальные и духовные ценности улучшать качество жизни в целом. Изучение качества образования тесно связано с разработкой научно-практических основ его обеспечения и развития.
Понятие «качество профессионального образования» характеризует деятельность социальной системы.
Пока не известно единого однозначного определения понятия «качество образования», что обусловлено сложным, междисциплинарным, системным характером этой категории. Частично такие сложности объясняется следующим.
Во-первых, сформировался многосубъектный потребитель и задатчик целей образования, каждый из которых отличается своими представлениями о качественном образовании:
- для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере;
- для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность;
- для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника;
- для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству и т.д.
Во-вторых, сложности объясняются также, что приходится рассматривать качество различных образовательных объектов:
- образование как социальный институт характеризуется качеством всей образовательной системы в целом, например, национальной, региональной и других систем образования;
- в любой образовательной системе можно выделить качество образовательного процесса, обеспечивающего непосредственное получение результатов и их качества;
- в свою очередь, качество самих результатов образования отражает качество интериоризации потребителем всего содержания образовательных услуг как учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, в контексте современных тенденций модернизации системы профессионального образования объект управления - качество профессиональной подготовки специалиста - рассматривается как степень соответствия результата процесса обучения требованиям - целям, предъявляемым потребителям образовательных услуг.
Список литературы
- Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. - М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1998. - 156 с.