Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В 2010 году президент России Д. А. Медведев утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой определены основные направления развития общего образования на ближайшие годы. В документе обозначены качества личности специалистов любой области востребованные в XXI веке. Это «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [9]. Эти качества должны формироваться с детства и реализация школами поставленных задач в первую очередь зависит от готовности и способности учителей к изменениям и инновациям, от их методологической подготовки.

Именно в свете модернизации образования, современных глобальных изменений в мире очень важно разобраться и увидеть какие же основные моменты в деятельности педагога нуждаются в изменениях, какие глубинные основания определяют его работу, постановку целей, выбор средств обучения и методов.

Изучив основные составляющие профессиональной деятельности педагога, можно сделать выводы о наличии в ней обязательных компонентов: профессиональная направленность личности; цель, средства, методы, анализ результатов и коррекция деятельности. И именно компонент «профессиональная направленность» содержит методологические установки, влияющие на принимаемые учителем решения. В этот компонент входят также позиции по отношению к обществу, себе и другим людям. Так как они вырабатываются в деятельности и всегда присутствуют в сознании педагога, их также часто называют педагогической картиной мира или педагогической философией учителя.

Методологические установки учителя играют решающую роль в его работе, влияют на выбор парадигмы образования, формы и содержания уроков, воспитательных мероприятий. Но, к сожалению, они чаще всего являются неосознаваемыми. Все, что связано с понятием методология, педагогами-практиками понимается как некие абстрактные обобщения, не имеющие отношения к практической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность тем и отличается от воспитания родителей, врачей и других категорий лиц без специального педагогического образования, что в ней отсутствует субъективизм в понимании фундаментальных понятий, а выбор парадигм, теорий и концепций производится сознательно и обоснованно.

Особенность категориального аппарата педагогики заключается в содержании в нем методологических категорий не только педагогики, но и таких наук как философия, психология, физиология, педиатрия и ряда других. Философия оперирует такими важными для учителя понятиями как свобода и необходимость, деятельность и воля, сознание и самосознание, мышление и разум, противоречие и отрицание, и др.; психология - личность, ощущение, восприятие, память, воля, речь, эмоции, чувства, общение и др.; физиология - индивидуально-личностные физиологические различия, нервные процессы, темперамент, наследственность, здоровье и др.. Если учитель не умеет оперировать данными фундаментальными категориями, то это может нанести ущерб развитию детской личности, привести к проблемам школьников со здоровьем, что в настоящее время часто отмечается в различных исследованиях.

Русский философ Гессен в своих исследованиях [2] анализирует такие важные пары понятий как «дисциплина и дрессировка», «свобода и произвол», имеющие для учителя методологическое значение. Воспитание свободной личности невозможно, если учитель не будет признавать в своих учениках собственную волю и разум. Гессен подчеркивает, что педагог обязательно должен понимать, что дисциплина в школе должна быть основана не на слепом повиновении власти только из страха (и в таком случае автор называет это дрессировкой), а на основе личной инициативы подвластных.

Выступая за обязательное знание учителем психологии и физиологии, Гессен отмечает, что вследствие бессознательно воспринятых педагогом психологических и физиологических сведений возникает безотчетно осуществляемый процесс педагогической деятельности, а деятельность учителя в таком случае превращается в домашнюю педагогику.

Основная идея исследований Гессена заключается в доказательстве тесной связи педагогики с философией. Платон, Локк, Спенсер, Руссо, Дж. Дьюи - все это имена не только реформаторов в педагогике, но и представителей философской мысли [2]. Главный вопрос, на который должен для себя ответить педагог это «что есть человек и в чем смысл его жизни»? Для осуществления педагогической деятельности педагогом должна быть осмыслена и принята определенная философская концепция, рассматривающая сущность жизни человека и его ценности.

Современная педагогика основывается на философских концепциях гуманизма и экзистенционализма. Как утверждает А. П. Валицкая: «В свете таких современных угроз человеку и человечеству, как безудержное стремление к успеху в условиях рыночной конкуренции, растворение индивидуального в массовом философия жизни ставит перед образованием следующую цель - способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку; научить человечности, состраданию, терпимости, доброте и справедливости» [1]. Современная философия рассматривает идеал человека как духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести ответственность за судьбу земной цивилизации, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности.

К сожалению, многие современные педагоги нейтрально или даже отрицательно относятся к философии. Это обусловлено и большой загруженностью повседневными заботами, и кажущейся оторванностью от практической деятельности, а также тем, что для некоторых учителей до сих пор философия напоминает о схоластических занятиях, на которых рассуждали о диалектическом материализме. А между тем, как утверждает А. А. Корольков, учителя, в совершенстве овладев педагогикой и успешным решением педагогических задач, без знания философии становятся просто дидактами, прекрасно объясняя и повествуя, но, не развивая критическое мышление, не готовя к неоднозначностям, житейским и научным противоречиям [4].

Так как учитель работает с такими психологическими понятиями как личность, воля, память, внимание, мышление и т.п., то знание психологии дает возможность педагогу правильно определять их, правильно диагностировать, формировать и развивать. О методологической роли психологии для учителя говорил ещё основоположник педагогической науки в России К. Д. Ушинский.

В зависимости от выбранной психологической концепции развития личности педагог будет рассматривать учащихся либо как «чистую доску», всё написанное на которой, зависит только от воспитания, либо как преимущественно ведомых бессознательными механизмами психики, либо как самостоятельных творцов своей личности. К примеру, легко определить приверженца теории «tabula rasa» по отсутствию в его деятельности диагностики учащихся (игнорирование в процессе обучения уже имеющегося у детей опыта, знаний и интересов).

Профессор Ливерпульского университета Э. Стоунс применение теоретических принципов психологии к практике обучения выделяет в отдельную область называемую психопедагогикой (psychopedagogy). Одним из важных навыков, которыми должен владеть педагог, по его мнению, является навык обучения понятиям, знание путей их формирования. Центральной проблемой почти всякого процесса обучения является несоответствие уровней владения понятием учителем и учениками. Педагог должен быть уверен, что он и его ученики понимают используемые им понятия одинаково [8].

При организации педагогического процесса учителю очень важно понимать подлинные причины детских поступков. Одним из значимых психологических понятий, которыми должен владеть педагог является «фрустрация» - состояние острого разочарования, когда активизированная потребность не получила своего удовлетворения. Высокий уровень фрустрации дезорганизует деятельность человека и снижает её эффективность. Любое замечание педагога о допущенной ошибке в домашнем задании или неуместной форме поведения учащегося вызывает это состояние [7].

Вместе с тем философские идеи и психологические концепции в явной или неявной форме заложены в педагогических парадигмах, ведущих подходах к выбору содержания, форм и организаций образования, способов обучения и воспитания. Однако исследователи отмечают, что отмена в нашей стране методологического монизма 20 лет назад привела к возникновению в педагогике огромного количества парадигм, подходов и концепций, в условиях которых современные педагоги просто теряются. Настоящий период российской сферы образования характеризуется как период эклектизма. В связи с этим сегодня все большую популярность приобретает представление об объединении различных методологических парадигм принципом полипарадигмальности. Глубокое знание учителем методологии педагогики, таких основных понятий, как воспитание, обучение, образование, цель, метод, педагогический процесс позволит педагогу осознанно подходить к выбору концепций и подходов, использовать их одновременно или в зависимости от различных параметров.

Последние два десятилетия в педагогике формируется новое направление - методология практической деятельности, содержащее основным принципом положение о том, что эффективность работы учителя, прежде всего, зависит от знания основ своей деятельности, от четкости представления её основных механизмов. Деятельность, в зависимости от личностных качеств и условий, может осуществляться на трех уровнях: операциональном, тактическом и стратегическом. Операциональный уровень - уровень выполнения отдельных технологических операций; тактический - реализация полного технологического процесса, успешно используя всю совокупность средств и способов деятельности; стратегический - самостоятельное определение места и цели собственной деятельности. Последний уровень требует развития высокоразвитых познавательных умений, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов своей деятельности [6, стр. 242]. Когда человек сам ставит цели своей деятельности, тогда и деятельность имеет творческий, продуктивный характер. Так человек, выполняющий деятельность только на операциональном уровне является исполнителем, на тактическом - деятелем, на стратегическом - творцом. Если педагог занят лишь повседневной рутинной деятельностью, то очевидно, что его деятельность будет малопродуктивна, а его самого можно назвать не учителем, а «урокодателем».

Все вышеобозначенные нами области составляют ядро профессиональной направленности учителя. Они определяют построение педагогической деятельности, выбор методов и средств, уровень профессионализма. Философия, психология, педагогика и методология практической деятельности, заключенные в оболочку современных требований, вместе с работой учителя с информацией, образуют информационно-методологическую компетентность. А она позволяет учителю видеть педагогическую деятельность как целостный процесс, полностью осознавать её и осмысливать в категориях педагогической науки, быть отрытым инновациям и успешно осваивать новые виды деятельности. Высший уровень информационно-методологической компетентности показатель его профессиональной готовности к работе в условиях современного образования.

Список литературы

  1. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика - 1997. - №3. - С. 15 - 19.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию; М., Школа-Пресс, 1995.
  3. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
  4. Корольков А. А. Духовные основания русской школы. Бийск: НИЦ БПГУ им В. М. Шукшина, 2004.
  5. Ларионова О. Г., Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. - М.: МГОПУ, 2006. - 172 с.
  6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
  7. Ольшанский В. Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям. - М., «Тривола», 1996. - 264 с.
  8. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. - М.: Педагогика, 1984. - 472 с.
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», сайт президента России [Электронный ресурс] - режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/6683. Дата обращения: 25.04.2010