С изучения анатомии начинается познание медицины. Анатомия - это первая ступень, обеспечивающая формирование врачебного мышления, закладывающая основы специальных знаний. Без овладения анатомическим материалом будущий врач обойтись не может. Качества, присущие врачу - чувство ответственности, долга, трудолюбие, выдержанность, доброжелательность, чуткость и внимание к людям, должны воспитываться с преподаванием первого предмета медицинского профиля, каким является анатомия человека. Богатая история анатомии дает многочисленные примеры упорного и бескорыстного труда, выполнения врачебного долга. Во вступительной лекции к предмету, лекции по истории анатомии раскрываются личные качества выдающихся врачей-анатомов: А. Везалия, И.В. Буяльского, В. Гарвея, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Д.А. Жданова и других. На кафедре анатомии человека прививается чувство уважения к мертвому телу, которое в секционном зале служит для познания строения тела живого человека с тем, чтобы эти знания принесли пользу живым. По словам А.Н. Шабанова, «Для врача не может быть иного закона, кроме изучения человека в пользу человека». Об этом студентам напоминает изречение, помещенное над входом в анатомический музей кафедры: « Это место, где мертвые учат живых». Чувство уважения к мертвому телу должна воспитывать и обстановка в помещении кафедры, чистота и порядок в секционных залах, соответствующее эстетическое оформление анатомических препаратов. В процессе изготовления препаратов преподаватель учит студентов бережному отношению с тканями. С первых занятий предъявляются высокие требования к внешнему виду и поведению студентов на кафедре. На практических занятиях и лекциях дается представление об индивидуальной изменчивости структур человеческого тела для создания у студентов представления о том, что каждый будущий пациент - индивидуальность, к которому необходим индивидуальный подход. В порядке проведения учебно-исследовательской работы студентов предлагаются доклады о вариантах строения различных органов. При изучении предмета постоянно подчеркивается, что незнание анатомических деталей может служить причиной врачебных ошибок, с приведением практических примеров. Одно из заседаний студенческого научного кружка посвящено анатомическим ошибкам в практике врача. Это способствует формированию чувства ответственности будущего врача перед больным. Нравственное воспитание студентов является важной составной частью процесса обучения. Анатомия человека - фундаментальная трудоемкая дисциплина в системе медицинского образования. Она требует большой самостоятельности в овладении программным материалом. Исходя из этого, педагогический процесс на кафедре анатомии человека организован и направлен на самостоятельную, индивидуальную работу студентов, раскрытие творческих способностей. Самостоятельная работа студентов осуществляется в учебное и во внеучебное время и заключается в работе с препаратами, решении ситуационных задач и тестов. Одной из задач является деонтологическое воспитание студентов. Студентам прививаются правила деонтологии, умение доброжелательно и корректно беседовать с коллегами и преподавателями. Преподаватель, обсуждая вопросы анатомии, одновременно обращает внимание студентов на общечеловеческие ценности, правила поведения, акцентирует внимание на важности здорового образа жизни. В воспитании моральных качеств большую роль играет личный пример преподавателя. Необходима личностная и профессиональная идентификация преподавателя, так как студенты должны знать не только его формальные квалификационные характеристики (степень, звание), но реальный вклад в развитие своей дисциплины и место в профессиональном сообществе. Качество знаний, получаемых студентами, зависит во многом от компетентности преподавателя, умения обеспечить приобретение студентом знаний, умений и навыков с учетом его базовой подготовки, мыслительных, личностных особенностей. Роль преподавателя не должна ограничиваться информационно-контролирующей деятельностью. Уже с первого курса начинается сложный и важный процесс формирования личности будущего врача, его отношения к коллегам, больным, их родственникам. Нередко эталоном для студента становится преподаватель, стереотипы его поведения. Отношение к дисциплине, мотивация к ее изучению зависят от личности педагога, его доброжелательного и уважительного отношения к обучающемуся. Хороший педагог создает обстановку благоприятную для дискуссии. Большое внимание следует уделять адаптации студента к учебе в вузе, активному формированию способности к индивидуальной оценке ситуации. Важно воспитывать способность к обоснованной аргументации собственной точки зрения, к коллегиальному обсуждению мнений. Студент должен уметь анализировать противоположные точки зрения. Важная роль в нравственном воспитании принадлежит куратору студенческой группы. Именно прикрепленный преподаватель наблюдает за повседневной жизнью студента, оказывает ему необходимую помощь в адаптации к новым условиям учебы. На первых курсах следует уделять внимание дисциплинированности, умению самостоятельно и систематически работать. Одной из наиболее действенных форм воспитания студентов на кафедре является работа в студенческом научном кружке. Она дает преподавателям возможность оказывать индивидуальное влияние на формирование студента, воспитывать в нем чувство нового, пытливость, стремление к совершенствованию. Работа в кружке учит умению публичных выступлений, развитию ораторского искусства, способности отстаивать свои позиции. Исследовательский метод ориентирован на формирование и развитие способности студентов к творческой деятельности.